Кнопка знаний
Приближение нового учебного года напомнило о себе дискуссиями о том, что надо поменять в школе. «Огонек» разбирался, с чем столкнутся ученики и их родители уже 1 сентября и каких изменений можно ожидать в недалеком будущем
Из новаций этого года: в старших классах вводится астрономия как обязательный предмет. В некоторых школах ее начали преподавать еще в прошлом году, но до массового внедрения дело дошло сейчас. Определен учебник — «Астрономия. Базовый уровень» Воронцова-Вельяминова и Стаут, включенный в федеральный перечень учебников. Школам оставлен выбор — изучать этот предмет либо в 10-м, либо в 11-м классе по 1 часу в неделю. Экзаменационные вопросы по астрономии в этом учебном году включаться в ЕГЭ не будут, а в следующем они войдут в контрольно-измерительные материалы (КИМы) по физике.
Из других новостей: учеников 9-го класса в этом году ждет устный экзамен по русскому языку — он станет доступом к ОГЭ, по аналогии с сочинением в 11-м классе. В перспективе — с 2022 года введение обязательного ЕГЭ по иностранному языку (сейчас — по выбору). И это надо знать родителям тех ребят, которые окончили начальную школу. Экзамен разделен на два уровня (как по математике) — базовый и профильный. КИМы по иностранному языку, над которыми сейчас идет работа, будут соответствовать принятым в Европе нормам А2 и В1 соответственно. В этом учебном году школьников ожидают Всероссийские проверочные работы по иностранным языкам — английскому, немецкому, французскому и испанскому (по выбору учащихся). Обсуждается вопрос о включении в ЕГЭ и китайского языка.
Много вопросов у родителей о переходе на электронное обучение, оно же цифровое. В этом году этого точно не будет. В Институте развития образования НИУ ВШЭ говорят, что в Минпросе сейчас готовятся мероприятия, связанные с переподготовкой учителей, разработкой софта. Электронные дневники, учебники, журналы, библиотечные ресурсы в столичных школах уже не новость. Здесь учителей обязывают включать в уроки ресурсы платформы «Московская электронная школа» (МЭШ), содержащие материалы по разным предметам, виртуальные лаборатории, курсы для педагогов. На другой платформе — «Российская электронная школа» (РЭШ) — собраны в основном видеозаписи уроков учителей.
Разработана и государственная программа «Цифровая школа» (бюджет — 507 млрд рублей до 2025 года). Но у экспертов пока нет единого мнения, что такое вообще «цифровая школа». Одни говорят, что надо ограничиться оцифровкой существующего контента с сохранением всех существующих методик обучения. Другие принципиально говорят о переходе на электронные образовательные технологии. Решения пока нет. Но есть проблема с гаджетами. Можно взять планшеты отечественного производства и закачать туда все, что будет оцифровано издательством «Просвещение». Но учителя уже прозвали их «деревянными» — по качеству они уступают зарубежным. А закупать гаджеты за рубежом — не в духе времени да и дорого. Вообще, полный переход школы на цифровые технологии вызывает много вопросов. Некоторые дети сейчас учатся писать сначала на клавиатуре, потом ручкой. А педагоги дискутируют, не исключить ли из программы 1-го класса прописи и то, что раньше называлось «чистописанием» (во всяком случае, в программе «Московская электронная школа» прописей нет).
С приближением 1 сентября оживились и депутаты: один из них предложил ввести обязательную школьную форму (по образцу школы Хогвартс в фильмах о Гарри Поттере). Другой — перенести начало учебного года на 1 октября. Третий — ввести в школе 12-летнее обучение. Министр просвещения Ольга Васильева таким идеям сказала категорическое «нет».
У министра свои заботы. Она выстраивает образовательную вертикаль для восстановления влияния ведомства на школы. Один из механизмов — ликвидация разнообразия учебников. Министр говорит, что останутся две линейки — для базового и углубленного изучения. Еще одна новация — перевод школ из муниципального в региональное управление. Улучшится ли от этого обеспечение школ, неизвестно, но «лишнее» звено управления хотят убрать.