«Огонек» заглянул за кулисы нового российского арт-феномена — якутского кино

ОгонёкКультура

Кино на своем месте

«Огонек» побывал за кулисами удивительного российского арт-феномена — якутского кино

Фото Алексей Васильев. Текст Алексей Васильев, Михаил Серафимов

Актеры фильма «Тиэтэйбит» («Поспешивший») на съемочной площадке. Фильм снят по одноименной комедии классика якутской литературы Николая Неустроева

Республика Саха (Якутия) — крупнейший по территории субъект Российской Федерации (размером превосходит, например, Аргентину); при этом население республики меньше миллиона. Край известен полезными ископаемыми и экстремально низкими температурами — 60 градусов по Цельсию ниже нуля. Однако Якутия знаменита теперь еще и собственным кинематографом. Его уже называют — по аналогии с Голливудом — «Сахавуд». За последние 15 лет на территории Якутии снято 180 игровых фильмов; в среднем в республике выпускается по 8–10 картин в год, их бюджет — от 1,5 млн до 3 млн рублей.

Мистика, социальные драмы, комедии, сказки и даже зомби-хорроры — ни один субъект РФ не может похвалиться ничем подобным, не говоря уже о самобытной актерской школе и даже собственном кинофестивале. Критики расходятся в оценках художественного уровня этих картин, но сходятся в одном: якутское кино сегодня — социокультурный феномен, которым может гордиться вся страна. При этом в федеральном прокате до сих пор можно было увидеть лишь единичные якутские фильмы — скажем, криминальный триллер Костаса Марсана «Мой убийца» или «Надо мною солнце не садится» Любови Борисовой (получил три приза 41‑го ММКФ и десятки наград других международных форумов).

Ситуация нетипичная: о феномене якутского кино более или менее все уже слышали, но самих фильмов массовый российский зритель почти не видел; поэтому якутский кинематограф обрастает мифами и легендами. Уникальный кинофеномен объясняют, например, специфическим климатом — мол, в Якутии зима по полгода (свыше 40 процентов республики за Полярным кругом), а в этих суровых условиях кино одно из самых доступных развлечений. Или тем, что фильмы создаются на национальном языке и местном материале: при этом критики подчеркивают «живую связь» между авторами фильмов и зрителями. «Родной язык, родные просторы, знакомые актеры, улицы, площади и так далее,— так говорит известный якутский режиссер Степан Бурнашев, автор „Республики Z“ и „Первой любви“.— Люди хотят видеть в кино что-то свое, про себя». Кстати, актеры запросто могут оказаться «людьми с улицы»: впечатляет история 74‑летнего непрофессионального актера Степана Петрова, который после роли в фильме «Надо мною солнце не садится» стал местной кинозвездой. Режиссеры часто тоже не имеют специального образования, хотя в последнее время тенденция меняется — молодые режиссеры возвращаются в Якутию после учебы во ВГИКе и других профильных вузах.

В республике есть государственная киностудия «Саха-фильм», но феномен якутского кино состоялся благодаря череде именно независимых режиссеров. Главная роль киностудии, по словам местных кинематографистов, в том, что она сдает оборудование для съемок в аренду по минимальной цене. Фильмы тоже чаще всего снимаются «энтузиастами и на энтузиазме». О том, как собирают деньги на фильм, ходят свои легенды: бывает, авторы берут взаймы по 50 тысяч, 10 тысяч, а то и вовсе по тысяче рублей — у родных, друзей, знакомых. Такое кино называют «дружеским», поскольку делается оно силами небольшой команды единомышленников. «При общем бюджете фильма, скажем, 1 млн 700 рублей из республиканского бюджета нам удалось получить примерно 200 тысяч рублей,— говорит Бурнашев.— Остальное находим сами. Спонсоры, кредиты, у знакомых занимаем. Когда брали деньги у бизнесменов, поставили рекламный ролик в начале фильма». Но самое удивительное в том, что многие из этих фильмов окупаются в местном прокате, выдерживая конкуренцию с тем же Голливудом. И несмотря на то что в республике всего 48 кинозалов.

Фильмы снимаются очень быстро; съемочный процесс длится не более 20 дней, в основном летом и на натуре (павильонные съемки стоят дороже). Все это можно считать недостатками, но их компенсирует то, что авторы абсолютно свободны в выборе всего — тем, героев и интонаций. Вопреки общему представлению, что якутское кино основано «на мифах и легендах», 70 процентов фильмов посвящены современности; это истории, по оценке Бурнашева, «об опыте выживания в экстремальных обстоятельствах». Местами это довольно жесткое кино, однако, замечает критик Мария Кувшинова, «я не видела в федеральном кино примеров такого гармоничного сплава социальной и экзистенциальной проблематики, такой гуманистической интонации, лишенной малейшей фальши, такого осознания важности человеческой жизни и такого смирения перед утратами». Полукустарное производство, отсутствие денег, кадров, с одной стороны, и свобода творчества, экзистенциальное наитие, прорыв в универсальное — с другой. Так родился феномен якутского кино, который, похоже, уже пора перестать считать только загадкой. Просто потому, что он все больше напоминает начало большого пути.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Опасаться подорожания не стоит» «Опасаться подорожания не стоит»

Зачем понадобился закон о предустановке российского программного обеспечения?

Огонёк
Смерть бешеного принтера: кем и где мы будем работать в 2020 году Смерть бешеного принтера: кем и где мы будем работать в 2020 году

О чем стоит помнить, чтобы построить успешную карьеру в наступающем году

Forbes
1990 год 1990 год

Переход к рыночной экономике, последний концерт «Кино» и другие события

Esquire
Представлена новая теория появления кислорода на Земле Представлена новая теория появления кислорода на Земле

Уровень кислорода в атмосфере Земли изменялся на протяжении всей ее истории

Популярная механика
Счастливые предсказания не сбываются Счастливые предсказания не сбываются

Мы сбились с пути или ходим по спирали?

Огонёк
Квартира молодоженов, 70 м² Квартира молодоженов, 70 м²

Традиционный интерьер с современной мебелью

AD
Охота на одинокого короля Охота на одинокого короля

Готова ли Испания отречься от своего бывшего монарха?

Огонёк
Сама себе лекарь: как быстро вылечить простуду на губе Сама себе лекарь: как быстро вылечить простуду на губе

Герпес, обветренная кожа и болячки в уголках губ – неприятно и болезненно

Cosmopolitan
Что делать, если страховая компания не платит по ОСАГО Что делать, если страховая компания не платит по ОСАГО

Какие действия страховщика можно оспорить и чем может помочь РСА

РБК
«Пошлите-ка Вы этого жулика Маркса ко всем чертям»: как рождался русский книжный бизнес «Пошлите-ка Вы этого жулика Маркса ко всем чертям»: как рождался русский книжный бизнес

Яркие страницы рождения книгоиздательского бизнеса в России

Forbes
Одиночество – сволочь: что делать, если осталась в праздники одна Одиночество – сволочь: что делать, если осталась в праздники одна

Мы не собираемся тебя утешать, ты в этом и не нуждаешься

Cosmopolitan
«Долгий '68: Радикальный протест и его враги»: как протестовала молодежь в 1968 году «Долгий '68: Радикальный протест и его враги»: как протестовала молодежь в 1968 году

Фрагмент книги Ричарда Вайнена «Долгий ’68: радикальный протест и его враги»

Esquire
1992 год 1992 год

Отныне российское ядерное оружие не направлено на американские города

Esquire
Главные уроки стиля 2019 года Главные уроки стиля 2019 года

Панамки, ноготочки и экологичные тренды - какими запомнились 2010-е

GQ
Антон Забэ Антон Забэ

Рэпер основал свою баттл-площадку Russian Battle League

Собака.ru
Идти безропотно. Отрывок из книги Идти безропотно. Отрывок из книги

Новая книга Евгения Водолазкина «Идти безропотно. Между литературой и жизнью»

СНОБ
Риск заболеть раком напрямую связан с качеством сна? Риск заболеть раком напрямую связан с качеством сна?

Может ли ночной график работы повысить вероятность возникновения онкологии

Psychologies
Марина Малашенко: Гибкое начало рабочего дня. Плюсы и минусы Марина Малашенко: Гибкое начало рабочего дня. Плюсы и минусы

Гибкий или даже свободный график — это тренд, с которым сложно не считаться

СНОБ
Атомная блондинка Атомная блондинка

Анастасия Калманович рассказала свою историю беспокойных 1990-х

Esquire
Москва и москвич Москва и москвич

«Огонек» — с очень личными воспоминаниями о Юрии Михайловиче

Огонёк
Временные трудности: Самочувствие мамы в первые дни после родов Временные трудности: Самочувствие мамы в первые дни после родов

Какие изменения в самочувствии после родов требуют лечения?

9 месяцев
Я люблю тебя, Дима Я люблю тебя, Дима

Близкие Димы Билана поделились, как он помог им

StarHit
Место силы. Как устроен самый модный район Лиссабона и сколько здесь стоит счастливая жизнь Место силы. Как устроен самый модный район Лиссабона и сколько здесь стоит счастливая жизнь

Forbes Life продолжает рассказывать о самых ярких районах главных мировых столиц

Forbes
Мод Жульен: Рассказ дочери. 18 лет я была узницей своего отца. Отрывок из книги Мод Жульен: Рассказ дочери. 18 лет я была узницей своего отца. Отрывок из книги

Книга о непростом детстве и насилии со стороны отца

СНОБ
Ждем от государства ясной стратегии Ждем от государства ясной стратегии

Производители систем автопроектирования разработали стратегию развития отрасли

Эксперт
Как копить на пенсию: советы американских консалтинговых компаний Как копить на пенсию: советы американских консалтинговых компаний

Сколько денег откладывать, чтобы поддерживать высокий уровень жизни на пенсии

Forbes
6 самых переоцененных постельных практик: кажется, что они крутые, но нет 6 самых переоцененных постельных практик: кажется, что они крутые, но нет

Если мы все перестанем это делать, мало кто об этом пожалеет

Playboy
Собор средств Собор средств

В июне 1982 года банкир Роберто Кальви бежал из Рима в Венецию

Esquire
Юрий Кара: «Я не отдавал себе отчета, в какие глубины нырнул» Юрий Кара: «Я не отдавал себе отчета, в какие глубины нырнул»

Булгаковская фантасмагория перевернула, оставила глубокий след в душе

Караван историй
«Черная вдова», ночной портье и киллер на Renault. Кто стоял за убийством последнего из Гуччи в доме Gucci «Черная вдова», ночной портье и киллер на Renault. Кто стоял за убийством последнего из Гуччи в доме Gucci

Экс-глава дома Gucci Маурицио Гуччи был застрелен на пороге собственного офиса

Forbes
Открыть в приложении