«Дом с прислугой», который построил М. Найт Шьямалан
На сервисе Apple TV+ в самом разгаре мистический триллер М. Найта Шьямалана «Дом с прислугой». Рассказываем, почему шоу достойно зрительских симпатий, и разбираемся, из-за чего режиссер решил не выпускать сериал целиком в один день.
Филадельфия. Наше время. В гнетущем полумраке роскошного дома проживает с виду нормальная семейная пара: телерепортер Дороти, отдающая профессии всю себя, и домохозяин Шон — профессиональный шеф-повар, чье мастерство позволяет ему готовить вычурные банкетные закуски вроде мороженого из лобстеров прямо на собственной кухне. Однажды жутким дождливым вечером под раскаты грома в дом прибывает няня — 18-летняя Лиэнн из американской глуши.
Все это напоминает зачин практически любой песни бессмертной группы «Король и Шут». Дороти принимает Лиэнн с широтой души примерного лесника: будь как дома, путник, и заботься о моем сокровище, малыше Джерико. Самый страшный секрет раскрывается в том же куплете: ребенок не настоящий — это кукла, призванная заменить погибшего младенца и избавить мать от сумасшествия на почве чувства вины. О том, какая именно трагедия произошла в семье, зритель узнает не скоро, М. Найт Шьямалан будет оттягивать момент истины до самого финала. Благодаря столь нехитрому приему оторваться от «Дома с прислугой» почти невозможно. Разве что нечеловеческим усилием воли заставить себя развидеть увиденное.
Формат не виноват
Индийский визионер голливудского пошиба М. Найт Шьямалан знатно поработал в уходящем десятилетии. Вернувшись с неожиданным сиквелом блокбастера «Неуязвимый» в 2000-м, режиссер предложил публике свой взгляд на набравшую популярность супергероику. Его «Сплит» и «Стекло» получились столь же нелепо-героическими, сколь и вся продукция Marvel и DC, но в миллион раз мрачнее, смелее и бесшабашнее. Фильмы заслужили поровну и ненависть, и любовь аудитории, а имя режиссера встало в ряд с наиболее упоминаемыми мэтрами 2010-х — Альфонсо Куароном, Джорджем Миллером, Джоном Фавро, Йоргосом Лантимосом, Робертом Родригесом и другими.
Сотрудничество с Apple в этих условиях было просто вопросом времени. К проекту «Дом с прислугой» для сервиса Apple TV+ Шьямалан присоединился и как режиссер, и как исполнительный продюсер десяти эпизодов.
«Я пришел в восторг от перспективы рассмотреть невероятное количество вещей, потому что это всегда возможность понять, найду ли я способ рассказать историю на важном для меня языке, — вспоминает режиссер. — Когда появился пилот, Тони Басгэллоп и Джейсон Блюменталь предложили его мне. Я прочитал. И оказалось, что он то, что нужно. Уже тогда у него было ядро — пара, которая потеряла ребенка и вынуждена была проводить терапию с куклой, притворяясь, что это настоящее дитя. Я счел это супермощным, суперэмоциональным крючком. И у этой истории была тональность — в корне неправильная и в то же время глубоко трагическая. Я влюбился в эту невероятную сложность».