Где живет жар-птица
Город Семенов Нижегородской области — то место, где еще можно найти жар-птицу. Здесь в центре хохломской росписи поколения мастеров берегут четырехсотлетнюю традицию «Золотого огня»
Осочки, капельки, усики, завитки, кустики, пряник, травка, кудрина — так ласково называют мастера детали росписи. Они ложатся на то, что создали резчики — деревянные чаши, братины, ковши-утицы с навесными ковшиками. «У нас в Хохломе один рисунок всегда другой нарождает»,— признаются художники. Всегда радостнее сочинить новый мотив, чем повторить старый. Поэтому и ягодки, и усики всегда выплетаются по-новому. А самое интересное для мастера среди этой золотой чащи спрятать рыбку, зверя или саму жар-птицу — главный символ хохломской росписи.
В ХVII веке в нижегородских лесах искали спасения старообрядческие мастера-иконописцы. По легенде, именно они раскрыли крестьянам окрестных деревень уникальную технику. Дерево сначала покрывают серебристым оловом, применяется специальный лак из льняного масла, обжиг особый. Четыреста лет секретам хохломы, а до сих пор все тонкости остальному миру неведомы.
В былые времена здешний «продукт» заказывали прежде всего монастыри. Например, для Троице-Сергиевой лавры посуду делали жители 80 деревень. По Волге хохлому везли и в далекие страны: ее покупали в Персии, Индии, Средней Азии. Двести лет назад самым узнаваемым и ходовым хохломским товаром стала ложка (на ее изготовление