Эффект Озила
Один из самых звездных игроков сборной ФРГ по футболу, а также символ сверхуспешной интеграции, полузащитник с турецкими корнями Месут Озил пошел против течения и ушел из сборной после ЧМ-2018. Напоследок он бросил: «Когда мы выигрываем, я — немец, когда проигрываем — иммигрант». Конфликт вышел далеко за пределы футбола
Нет сегодня в Германии более популярного человека, чем Месут Озил. Его печальные глаза глядят на вас с обложек серьезных журналов, о нем пишут комментаторы всех мастей, говорят все политики, включая канцлера, президента, министров и депутатов. Дальше всех пошел президент Турции: Реджеп Тайип Эрдоган готов (по собственному выражению) «целовать глаза» 29-летнего полузащитника. Разумеется, в символическом смысле — это дань благодарности игроку за то, что тот помог Эрдогану победить на июньских выборах, существенно расширивших полномочия главы государства. Выразилась эта помощь в том, что в разгар предвыборной кампании Озил встретился с политиком, сфотографировался с ним и подарил футболку. Эрдоган верит: фанаты Озила стали после этого и его фанатами. И хотя прошла встреча в мае, месяца три назад, именно она задала тон истории, которая показывает, как накалены сегодня в Германии отношения с иммигрантами. По существу, речь о новом расколе: намечается противостояние между немцами и теми потомками иммигрантов, которые в ФРГ родились и вроде как полностью вписались в общество. С чем это связано и чем грозит?
Игра без мяча
Начать стоит с «фактора Эрдогана». Пожалуй, сегодня президент Турции — единственный в мире политик, общение с которым для всех немецких политиков и всех партий является нежелательным. По общему, господствующему в ФРГ, мнению, он деспот, ни в грош не ставит права и свободы, преследует журналистов и правозащитников, называет сегодняшнюю ФРГ фашистским государством, а засланные им исламские проповедники мутят воду в Германии.
В свете этого ясно, почему давно запланированный на конец сентября государственный визит Эрдогана в ФРГ уже вызывает бурные споры, протесты и серьезное беспокойство властей. В самом деле, высокий гость настаивает не только на том, чтобы его приняли по высшему разряду, но и на возможности встречи с турками, проживающими в стране. Их в ФРГ около 4 млн, и в большинстве своем это его избиратели. Но не все: в ФРГ укрываются и сторонники Гюлена (главный политический враг Эрдогана), и курды, воюющие против Турции. И это, понятно, грозит эксцессами.
Как бы то ни было, более спорной политической фигуры, чем Эрдоган, для немцев не существует: по данным свежих опросов, 70 процентов граждан страны против его визита и против контактов с ним в принципе. Пожалуй, только Ангела Меркель, сжав зубы под обстрелом немецких СМИ, изредка встречается с этим политиком, и то лишь в том случае, когда нет выхода. Например, чтобы уговорить его за 6 млрд евро перекрыть беженцам доступ в ЕС.
А тут вдруг Месут Озил, футболист национальной сборной Германии (!), нарушает неписаные табу, позирует с Эрдоганом, а возмущенной общественности и медиа объясняет, что для него «это фото — не про политику и не про выборы. Так я выразил уважение к высшему должностному лицу страны, откуда родом моя семья».
Мало того, Озил, никогда не живший в Турции, сознательно выбравший в 19 лет немецкий паспорт (это связано и с тем, за какую сборную выступать), признается, что на самом деле у него «два сердца, одно — немецкое, другое — турецкое».
Так за кого он играет? Появление скандального фото создало серьезные проблемы для руководства сборной ФРГ. Случайно или нет, но это произошло накануне оглашения состава команды, едущей на ЧМ-2018 в Россию. Политики и общественность стали требовать исключения Озила из сборной. Но за один день заменить его тренер Йоахим Лёв не мог, даже если бы считал это правильным в воспитательных целях. Чтобы смягчить впечатление, была срочно организована встреча президента ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера с Озилом и руководством команды. На встрече президент согласился, что у человека вполне может быть две родины. Йоахим Лёв дал понять, что проблема снята и посоветовал журналистам перейти к другим темам.
Но как только сборная проиграла все, что могла, и начались поиски виновных, футбольные функционеры и тренеры, отводя удар от себя, сделали именно Озила основным виновником поражения немцев на ЧМ в России. Не беда, что во время игр ни один из комментаторов не говорил, что он хуже других — из профессионалов, пожалуй, только президент футбольного клуба «Бавария» Ули Хёнесс всерьез раскритиковал Озила, уточнив: «Он уже несколько лет играет паршиво». Не секрет, правда, что Хёнесс никогда Озилу не симпатизировал.