«Доверие — фундамент хороших отношений»
Тоёхиса Кодзуки, чрезвычайный и полномочный посол Японии в России, ответил на вопросы «Огонька»
Завершается перекрестный Год Японии в России и России в Японии. Это один из самых сложных дипломатических форматов. Как вы оцениваете его итоги? Какие события вы бы выделили как наиболее важные и знаковые?
— Перекрестный год открылся в мае прошлого года торжественной церемонией в Большом театре с участием премьер-министра Абэ и президента Путина, а завершится он в конце июня, во время визита российского лидера в Японию для участия в саммите Группы двадцати в Осаке,— именно тогда планируется провести церемонию закрытия. Наши двусторонние отношения имеют длинную историю, но до сих пор мы многого не знаем друг о друге. Желанием двух лидеров было, чтобы перекрестный год послужил дальнейшему углублению взаимопонимания между нашими народами, поскольку именно доверие между народами является фундаментом хороших японо-российских отношений.
Перекрестный год проводится впервые в истории наших двух стран и по своим масштабам значительно отличается от прошлых программ обмена. В предыдущем интервью «Огоньку» я уже говорил, что проведение такого года было и моей давней мечтой. Этот проект имеет две главные особенности. Во-первых, перекрестный год охватил очень широкий круг областей: не только культуру, искусство, но и бизнес, науку, образование, молодежные, спортивные, межрегиональные обмены. Ожидалось, что это даст прекрасную возможность для максимальной реализации потенциала развития наших двусторонних отношений. Во-вторых, девиз «Есть Япония, которую вы не знаете» обязывал нас искать новые, свежие формы проведения мероприятий, которые помогли бы прикоснуться к Японии тем россиянам, которые с ней незнакомы, а тем, кто уже хорошо знает нашу страну, продемонстрировали бы ее новые аспекты.
С учетом этих задач в рамках Года Японии в России был проведен целый ряд интереснейших мероприятий. Кратко расскажу о главных из них.
В августе состоялась Неделя Японии в Москве, в рамках которой был проведен крупномасштабный фестиваль японской культуры J-FEST на основе концепции традиционных летних празднеств «нацу-мацури». В этом мероприятии, проведенном по случаю Года Японии в расширенном формате, приняло участие более 100 тысяч человек. Неделей позже впервые в России прошли показательные выступления по «ябусамэ», японской традиционной стрельбе из лука на скаку, которые тоже привлекли большое внимание: их посмотрело более 10 тысяч человек. Успех этих мероприятий способствовал еще большему росту интереса к японским фестивалям, поэтому осенью мы провели J-FEST Autumn, познакомивший молодых россиян с японской популярной и современной культурой.
В сентябре состоялись гастроли театра Сётику Гранд Кабуки, которые также прошли с большим успехом: каждый день был аншлаг, всего спектакли посмотрели больше 10 тысяч зрителей. Это пятые по счету гастроли театра в России с момента первого выступления в 1928 году в Ленинграде. Осенью в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина прошла выставка «Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо», которую я тоже очень ждал. Экспозицию посетило более 120 тысяч человек: россияне смогли ознакомиться с сокровищами японского искусства, которые не часто можно увидеть даже в Японии. В январе этого года была показана хореографическая драма-экшен «Самурай Нобунага» с элементами традиционного японского танца и русского балета. Одну из главных партий в этом спектакле исполнил Морихиро Ивата — первый японец — солист Большого театра. Коллаборация трех замечательных представителей танцевальных традиций Японии и России продемонстрировала слияние культур двух стран на одной сцене.
В рамках Года Японии в России состоялось более 600 различных мероприятий, в которых приняли участие около 1,3 млн человек. Мы не гонимся только за цифрами, но такое количество масштабных событий с участием большого количества людей уже говорит о том, что перекрестный год оставил значительный след в истории японо-российских отношений.
— Мероприятия перекрестного года впервые проходили не только в Москве и Петербурге, но и во многих российских регионах. Оправдала ли себя такая широкая география и стоит ли российской провинции ожидать новых свиданий с «японскими чудесами»?