От Сталинграда до ГАЗа: как в СССР появилась «Победа»
28 июня 1946 года в не до конца восстановленных после немецкой бомбежки цехах Горьковского автозавода была собрана первая партия автомобилей ГАЗ-М20 «Победа».
Мало кто знает, но «Победа» во многом обязана своему рождения Сталинградской битве. После того как 6-я армия вермахта угодила в котел под Сталинградом, тот человек, чьим именем был назван этот город, понял, что гитлеровская Германия, что называется, «не жилец», и что её конец не за горами. С открытием второго фронта или без него, но СССР однозначно добьет врага в течении ближайших трех-четырех лет. Вот почему 3 февраля 1943 года, на следующий день после того как в Сталинграде сдались остатки 6-й армии Паулюса, Сталин дал добро на разработку нового легкового автомобиля.
Казалось бы, шаг более чем опрометчивый. Враг далеко не был разбит, и гибель армии Паулюса не означала военного краха Германии, но верховный главнокомандующий, похоже, видел перспективы лучше и яснее многих. Вот почему в самый разгар войны были выделены необходимые и столь дефицитные ресурсы на разработку будущего ГАЗ-М20.
Забегая вперед, стоит решительно отмести притянутые за уши отсылки к британскому автомобилю Standard Vanguard, который очень часто и, по не вполне понятным причинам, называют нелицензионным прообразом «Победы»: англичанин появился в продаже на год позже советского автомобиля. Дизайн «Победы» был в общих чертах разработан ещё до войны художником Валентином Бродским, а до ума машину доводил знаменитый газовский конструктор А.А. Липгарт. Грубо говоря, уже до войны было ясно, что преемник газовской «эмки» – ГАЗ-М1, получит новаторский понтонный кузов с плоскими боковинами, без выступающих крыльев, подножек и с кузовом фастбэк. В то время как работы над Standard Vanguard ещё даже не начинались.
Идеи Бродского доработал сначала Юрий Долматовский, а отцом окончательного облика будущей «Победы» стал Вениамин Самойлов. Стоит отметить рекордные сроки проектирования, которые не снились даже современным конструкторским бюро, оснащенными компьютерами и работающими в мирное время. А тогда, напомним, шла война, и в арсенале разработчиков не было ничего, кроме ватмана и линеек. Но в СССР умели делать немыслимое, что даже сейчас кажется фантастикой.