«Чем точнее закон, тем меньше произвола»
По итогам скандальных московских протестов совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека готовит Владимиру Путину рекомендации по изменению закона о митингах
Сам ход митинга 27 июля в центре Москвы взбудоражил, похоже, гораздо больше, чем лозунги, которые вывели на него протестующих. Что это было? Откуда такое ожесточение в самом сердце благополучной и сытой столицы? Кто шагнул за черту — протестующие или стражи порядка? И чем это все грозит? Пока Сеть гудела в поисках ответов на эти вопросы, «Огонек» попросил председателя Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Михаила Федотова объяснить, почему и как митинг, который большая часть страны посреди летних отпусков не заметила, вышел из берегов.
— Конец июля в Москве запомнится холодной погодой, а также тем, что градус протестных настроений зашкаливал. Почему, на ваш взгляд, Михаил Александрович, он так вырос?
— Не думаю, что он сильно изменился за последние годы. Просто человек живет одним днем — вот каждый раз и возникает ощущение, что таких протестов, как сегодня, раньше не было. Но достаточно обернуться и вспомнить: еще вчера Екатеринбург протестовал из-за строительства храма на месте сквера, Шиес волновался по мусорному вопросу, а в Петербурге среди первомайской демонстрации пророс протестный митинг. Полгода не прошло, а мы уже об этом будто забыли.
— Тем не менее московская акция 27 июля на общем фоне выделяется. Хотя бы рекордным числом задержанных. Если верить слухам, около половины оказавшихся в кутузке, иногородние…
— Мы в СПЧ располагаем своей информацией о задержанных. Всего — 1431 человек, из них 789 жителей Москвы, иногородних — 642, в том числе 94 жителя Московской области, 12 жителей Петербурга и Ленинградской области, 11 — Краснодарского края, 10 — Волгоградской области и другие.
Учитывая, что летом в столицу нашей Родины часто приезжают жители других городов, это нормально. А первым делом в выходной день в Москве куда пойти? Правильно, в центр. Они запросто могли оказаться втянуты в водоворот событий, о которых и не подозревали, выходя из метро на Тверской.
Предположения, что якобы в столицу на митинг специально свозили иногородних, думаю, беспочвенны. Кому придет в голову везти 10 человек из Волгограда на акцию из-за выборов в Мосгордуму? Другое дело — почему их задержали?
— В самом деле, а почему, Михаил Александрович?
— У меня тот же вопрос. Ведь участник протеста и человек, который находится в месте проведения публичной акции,— это не одно и то же. Первый выкрикивает лозунги, держит в руках транспарант, плакат и т.п. Одним словом, он участвует, публично выражает свое мнение по общественно значимому вопросу. Если же человек просто идет или стоит в центре города и, например, фотографирует стоящую рядом девушку, то для меня совершенно очевидно, что он не участник, а прохожий. Зачем же без разбору людей хватать? Увы, такие примеры 27 июля имели место.