Чеченская головоломка для Европы
Буквально за пару десятилетий чеченские беженцы в Европе из предмета заботы правозащитников стали головной болью для обывателя. Хуже того: как констатируют полицейские и психологи, боль эта, похоже, не лечится
«Берлин в тисках чеченской мафии». «Скандальный приговор чеченскому убийце в Коттбусе». «Чеченский халифат в Берлине». «Чеченцы в Германии: маленькая группа — большие проблемы». «Россия разыгрывает чеченскую карту?». «Чечено-австрийский джихад». Это лишь малая часть заголовков из немецкой и австрийской прессы за 2017 год, но и ее достаточно, чтобы дать представление о масштабах проблемы и стилистике, в которой она интерпретируется. Сразу оговорюсь: все это не фейки из соцсетей русскоговорящих диаспор, а зеркало реальных событий.
Одно из недавних — убийство старушки в парке в центре Берлина. Преступник помимо 50 евро нашел у убитой мобильник и решил пользоваться им. Естественно, вскоре его засекли. Оказалось, это гражданин РФ, чеченец Ильяс, 18 лет. Приехал в Берлин в 2012-м в составе семьи, прибывшей через Польшу и запросившей убежище в ФРГ. По правилам ЕС семью отправили обратно в Польшу, но Ильяс вернулся в Берлин. Поскольку он приехал один, то как несовершеннолетний получил временное убежище. Не имея денег, начал воровать велосипеды, рюкзаки, мобильники. Нападал только на стариков. Попался. Получил 18 месяцев, вышел на свободу по УДО. По достижении совершеннолетия его должны были выслать в Россию, но не нашли...
Можно сколь угодно долго спорить о том, считать это дело типичным для чеченской диаспоры в ФРГ или нет, но оно отражает проблему и помогает понять страхи немцев. Если суммировать, таких страхов три. Первый: чеченцев становится пугающе много, при этом они не похожи ни на одну из диаспор, уже существующих в ФРГ. Второй: о них все чаще говорят в контексте террористической опасности. Третий: они создают мафиозные структуры.
«Они явно не ангелы»
Когда на постсоветском Кавказе шли боевые действия, немцы относились к чеченцам и другим народам Кавказа с сочувствием, видя в них «борцов за свободу». Со всеми, как говорится, вытекающими: боевики, убивавшие российских солдат, находили в Германии убежище, их поддерживали правозащитные структуры. Поэтому и власти, и общественность ФРГ не доверяли предостережениям, которые регулярно поступали из Москвы. Результат: в ФРГ еще с 1990-х находится немало чеченцев — сторонников идеи создания религиозного государства (эмирата) на Кавказе, приверженцев Дудаева, Басаева, Удугова и т.д.
Как говорится, прошли годы. И постепенно отношение к осевшим в Европе беженцам из «кавказской волны» стало меняться: они все чаще вызывают лишь страх. Частично это объясняется всеобщей боязнью «исламизации Европы». Но еще больше этому способствовали сами переселенцы, особенно чеченцы. В европейских СМИ то и дело мелькают сообщения об их непонятных и страшных нравах. «Кадыров управляет своим народом железной рукой, но и беженцы не ангелы»,— пишет массовая газета Bild, рассказав о том, что суд в городе Коттбусе, разбирая дело об убийстве жены чеченским беженцем, признал его заслуживающим снисхождения, поскольку он действовал в соответствии с национальными и культурными традициями. «Мы столкнулись с целым комплексом таких традиций, основанных на менталитете воина, кодексе чести, стремлении доминировать. К тому же у них и в Германии продолжают существовать все клановые структуры, определявшие их поведение на родине»,— написал комментатор газеты. Межклановые разборки, проявления кровной мести уже стали проблемой в общежитиях, где размещены чеченские беженцы.
Журнал Focus цитирует руководителя одного из таких общежитий, где проживают чеченцы, претендующие на убежище: «Они создают атмосферу страха, нападают на других беженцев, даже на женщин и детей, причем не под влиянием алкоголя или эмоций, а просто чтобы держать всех в руках. Они действуют всегда группой».
Как именно действуют? Вот сообщение из пункта размещения беженцев в городе Билефельде (земля Северный Рейн — Вестфалия): в мае оттуда пришлось переселять в другое место около 100 иракских беженцев, после того как пятеро из них получили тяжелые травмы в драке с чеченцами.
Или, скажем, из федеральной земли Бранденбург: в 2016-м правительство этого региона (расположен вокруг Берлина) вовсе прекратило регистрацию чеченских беженцев в нескольких центрах первичного приема. Причина: власти не понимают, что с ними дальше делать. Их число за год выросло втрое и достигло 10 тысяч.
А вот криминальная статистика из Австрии: там в 2016 году чеченцы были вовлечены в 3200 различных преступлений, сообщил журналистам Андреас Хольцер, руководитель отдела борьбы с оргпреступностью Ведомства уголовной полиции. Речь и о создании мафиозных структур, и о вымогательстве, и о крышевании бизнеса, и о молодежных бандах.
Молодежная тема заслуживает отдельного упоминания. К примеру, в Берлине в 2016 году возник мотоклуб, название которого можно перевести как «Вайнахские партизаны». В него помимо чеченцев входят турки, арабы и даже немцы-салафиты, пишет берлинская газета B.Z., всего около 100 человек. «Вайнахские партизаны» в черно-белых кожаных куртках то и дело мелькают в уголовной хронике Берлина. То устроят поножовщину в Веддинге, то попадутся в ходе полицейской операции с наркодилерами в Кройцберге, то устроят перестрелку с конкурентами — немецкими байкерами из Hells Angels, которые контролируют в Берлине проституцию и наркоторговлю. «Группа отличается крайней жестокостью и готовностью к насилию»,— цитирует газета представителя полиции. Одно из сообщений о них украшает фото, на котором «Вайнахские партизаны» позируют с чеченским флагом перед Бранденбургскими воротами. Большинство лиц, правда, заретушированы.
«Чеченцы в Германии — недооцененная опасность»,— констатирует гётингенский политолог и историк Кристиан Остхольд. «Они то и дело фигурируют в делах о подготовке терактов, намерении примкнуть к ИГ (террористическая организация, запрещена в РФ.— ”О“), финансировании террористов. Новоприбывшие быстро устанавливают контакты с местными салафитами и начинают доминировать на ”исламистской сцене Бранденбурга“, становятся связующим звеном между ”Кавказским эмиратом“ и людьми, воевавшими за ИГ и маскирующимися под беженцев»,— пишет журнал Focus, который славится расследованиями такого характера.
Журнал напоминает: в марте 2017‑го в ходе суда над четырьмя чеченцами в польском Белостоке было доказано, что исламисты с Северного Кавказа уже создали свои сети в ФРГ и Польше. Глава МВД Бранденбурга Карл-Хайнц Шрёттер сообщал: чеченцами являются не менее половины из 100 потенциально опасных исламистов в окрестностях Берлина.