Чеченские беженцы в Европе стали головной болью для обывателя

ОгонёкОбщество

Чеченская головоломка для Европы

Буквально за пару десятилетий чеченские беженцы в Европе из предмета заботы правозащитников стали головной болью для обывателя. Хуже того: как констатируют полицейские и психологи, боль эта, похоже, не лечится

Байкеры из мотоклуба «Нация партизан», в который влились осевшие в ФРГ чеченцы, хорошо известны берлинской полиции. Впрочем, пишет газета BZ, называть они себя предпочитают «Вайнахскими партизанами».
Фото: Bernd Von Jutrczenka/ DPA / Laif/ Vostock-photo

«Берлин в тисках чеченской мафии». «Скандальный приговор чеченскому убийце в Коттбусе». «Чеченский халифат в Берлине». «Чеченцы в Германии: маленькая группа — большие проблемы». «Россия разыгрывает чеченскую карту?». «Чечено-австрийский джихад». Это лишь малая часть заголовков из немецкой и австрийской прессы за 2017 год, но и ее достаточно, чтобы дать представление о масштабах проблемы и стилистике, в которой она интерпретируется. Сразу оговорюсь: все это не фейки из соцсетей русскоговорящих диаспор, а зеркало реальных событий.

Одно из недавних — убийство старушки в парке в центре Берлина. Преступник помимо 50 евро нашел у убитой мобильник и решил пользоваться им. Естественно, вскоре его засекли. Оказалось, это гражданин РФ, чеченец Ильяс, 18 лет. Приехал в Берлин в 2012-м в составе семьи, прибывшей через Польшу и запросившей убежище в ФРГ. По правилам ЕС семью отправили обратно в Польшу, но Ильяс вернулся в Берлин. Поскольку он приехал один, то как несовершеннолетний получил временное убежище. Не имея денег, начал воровать велосипеды, рюкзаки, мобильники. Нападал только на стариков. Попался. Получил 18 месяцев, вышел на свободу по УДО. По достижении совершеннолетия его должны были выслать в Россию, но не нашли...

Можно сколь угодно долго спорить о том, считать это дело типичным для чеченской диаспоры в ФРГ или нет, но оно отражает проблему и помогает понять страхи немцев. Если суммировать, таких страхов три. Первый: чеченцев становится пугающе много, при этом они не похожи ни на одну из диаспор, уже существующих в ФРГ. Второй: о них все чаще говорят в контексте террористической опасности. Третий: они создают мафиозные структуры.

«Они явно не ангелы»

Когда на постсоветском Кавказе шли боевые действия, немцы относились к чеченцам и другим народам Кавказа с сочувствием, видя в них «борцов за свободу». Со всеми, как говорится, вытекающими: боевики, убивавшие российских солдат, находили в Германии убежище, их поддерживали правозащитные структуры. Поэтому и власти, и общественность ФРГ не доверяли предостережениям, которые регулярно поступали из Москвы. Результат: в ФРГ еще с 1990-х находится немало чеченцев — сторонников идеи создания религиозного государства (эмирата) на Кавказе, приверженцев Дудаева, Басаева, Удугова и т.д.

Как говорится, прошли годы. И постепенно отношение к осевшим в Европе беженцам из «кавказской волны» стало меняться: они все чаще вызывают лишь страх. Частично это объясняется всеобщей боязнью «исламизации Европы». Но еще больше этому способствовали сами переселенцы, особенно чеченцы. В европейских СМИ то и дело мелькают сообщения об их непонятных и страшных нравах. «Кадыров управляет своим народом железной рукой, но и беженцы не ангелы»,— пишет массовая газета Bild, рассказав о том, что суд в городе Коттбусе, разбирая дело об убийстве жены чеченским беженцем, признал его заслуживающим снисхождения, поскольку он действовал в соответствии с национальными и культурными традициями. «Мы столкнулись с целым комплексом таких традиций, основанных на менталитете воина, кодексе чести, стремлении доминировать. К тому же у них и в Германии продолжают существовать все клановые структуры, определявшие их поведение на родине»,— написал комментатор газеты. Межклановые разборки, проявления кровной мести уже стали проблемой в общежитиях, где размещены чеченские беженцы.

Журнал Focus цитирует руководителя одного из таких общежитий, где проживают чеченцы, претендующие на убежище: «Они создают атмосферу страха, нападают на других беженцев, даже на женщин и детей, причем не под влиянием алкоголя или эмоций, а просто чтобы держать всех в руках. Они действуют всегда группой».

Как именно действуют? Вот сообщение из пункта размещения беженцев в городе Билефельде (земля Северный Рейн — Вестфалия): в мае оттуда пришлось переселять в другое место около 100 иракских беженцев, после того как пятеро из них получили тяжелые травмы в драке с чеченцами.

Или, скажем, из федеральной земли Бранденбург: в 2016-м правительство этого региона (расположен вокруг Берлина) вовсе прекратило регистрацию чеченских беженцев в нескольких центрах первичного приема. Причина: власти не понимают, что с ними дальше делать. Их число за год выросло втрое и достигло 10 тысяч.

А вот криминальная статистика из Австрии: там в 2016 году чеченцы были вовлечены в 3200 различных преступлений, сообщил журналистам Андреас Хольцер, руководитель отдела борьбы с оргпреступностью Ведомства уголовной полиции. Речь и о создании мафиозных структур, и о вымогательстве, и о крышевании бизнеса, и о молодежных бандах.

Молодежная тема заслуживает отдельного упоминания. К примеру, в Берлине в 2016 году возник мотоклуб, название которого можно перевести как «Вайнахские партизаны». В него помимо чеченцев входят турки, арабы и даже немцы-салафиты, пишет берлинская газета B.Z., всего около 100 человек. «Вайнахские партизаны» в черно-белых кожаных куртках то и дело мелькают в уголовной хронике Берлина. То устроят поножовщину в Веддинге, то попадутся в ходе полицейской операции с наркодилерами в Кройцберге, то устроят перестрелку с конкурентами — немецкими байкерами из Hells Angels, которые контролируют в Берлине проституцию и наркоторговлю. «Группа отличается крайней жестокостью и готовностью к насилию»,— цитирует газета представителя полиции. Одно из сообщений о них украшает фото, на котором «Вайнахские партизаны» позируют с чеченским флагом перед Бранденбургскими воротами. Большинство лиц, правда, заретушированы.

«Чеченцы в Германии — недооцененная опасность»,— констатирует гётингенский политолог и историк Кристиан Остхольд. «Они то и дело фигурируют в делах о подготовке терактов, намерении примкнуть к ИГ (террористическая организация, запрещена в РФ.— ”О“), финансировании террористов. Новоприбывшие быстро устанавливают контакты с местными салафитами и начинают доминировать на ”исламистской сцене Бранденбурга“, становятся связующим звеном между ”Кавказским эмиратом“ и людьми, воевавшими за ИГ и маскирующимися под беженцев»,— пишет журнал Focus, который славится расследованиями такого характера.

Журнал напоминает: в марте 2017‑го в ходе суда над четырьмя чеченцами в польском Белостоке было доказано, что исламисты с Северного Кавказа уже создали свои сети в ФРГ и Польше. Глава МВД Бранденбурга Карл-Хайнц Шрёттер сообщал: чеченцами являются не менее половины из 100 потенциально опасных исламистов в окрестностях Берлина.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

К Хабенский К Хабенский

Константин Хабенский – герой февральской обложки

Esquire
Как 24-летний предприниматель создал миллиардную компанию Alikson Group Как 24-летний предприниматель создал миллиардную компанию Alikson Group

Гасан Мустафаев об экспансии за рубеж и качествах необходимых предпринимателю

РБК
Татуаж ареол: как преобразить грудь с помощью перманентного макияжа Татуаж ареол: как преобразить грудь с помощью перманентного макияжа

Как с помощью перманентного макияжа можно преобразить ареолы груди

VOICE
Боль во время менструации — это не норма: что важно знать об эндометриозе Боль во время менструации — это не норма: что важно знать об эндометриозе

Как распознать эндометриоз, как его диагностируют и можно ли его вылечить

Forbes
Синдром тетки Синдром тетки

Как прогнать «тетку» из своей жизни и разума?

Лиза
Девять технологий, которые не оправдали надежд Девять технологий, которые не оправдали надежд

Могли ли эти технологии перевернуть мир или на них возложили напрасные ожидания?

Монокль
На склонах Окского каньона На склонах Окского каньона

Ока здесь течёт в узкой долине, за что она и получила название Окского каньона

Наука и жизнь
Первый советский хакер остановил конвейер ВАЗа… и раскрыл заговор айтишников. Вот как это было Первый советский хакер остановил конвейер ВАЗа… и раскрыл заговор айтишников. Вот как это было

Амбициозный программист сначала стал преступником, затем национальным героем

ТехИнсайдер
Валентина Талызина: «Эльдар рязанов на меня постоянно кричал на съемках «Зигзага удачи» Валентина Талызина: «Эльдар рязанов на меня постоянно кричал на съемках «Зигзага удачи»

Я попала в счастливую обойму любимых рязановских актеров

Коллекция. Караван историй
Кубок «Америки»: мифы, времена и люди Кубок «Америки»: мифы, времена и люди

Как и благодаря кому Кубок «Америки» обрел свой уникальный статус?

Y Magazine
«Как умирали динозавры: Убийственный астероид и рождение нового мира» «Как умирали динозавры: Убийственный астероид и рождение нового мира»

Почему на Земле не началась вторая эра динозавров

N+1
У Майка Омера вышел новый триллер «Странные игры». MAXIM публикует эксклюзивный отрывок! У Майка Омера вышел новый триллер «Странные игры». MAXIM публикует эксклюзивный отрывок!

Глава из нового романа Майка Омера, от которого волосы встают дыбом

Maxim
3 признака в поведении, по которым легко заподозрить деменцию 3 признака в поведении, по которым легко заподозрить деменцию

Ключевые признаки, которые указывают на то, что у пациента развивается деменция

Psychologies
Всё сложится! Всё сложится!

Лайфхаки, которые упростят сборы и сделают путешествие комфортнее

Новый очаг
Что такое русский модерн? Что такое русский модерн?

Как русский модерн преломляется и выглядит в современных интерьерах наших дней?

Правила жизни
Куратор выставки в «Доме на Хлебном» Геолина Моргулис — о Фрейде и гибридной галерее Куратор выставки в «Доме на Хлебном» Геолина Моргулис — о Фрейде и гибридной галерее

Геолина Моргулис: как перекликаются философия и искусство

СНОБ
Топ-7 вещей раздражающих нас в автомобиле Топ-7 вещей раздражающих нас в автомобиле

Что раздражает владельцев машин премиум-класса?

4x4 Club
Авокадо Авокадо

Все о загадочном авокадо: калорийность, состав, польза

Здоровье
Какие бывают огнетушители для автомобиля, какой лучше, и как его выбрать Какие бывают огнетушители для автомобиля, какой лучше, и как его выбрать

Все об автомобильных огнетушителях: выбор, требования ГИБДД, сравнение

РБК
И ничего серого! И ничего серого!

Jimmy — продуманная, необычная и интересная яхта

Y Magazine
Мягкий и подключаемый гибрид. В чём разница и как работают? Мягкий и подключаемый гибрид. В чём разница и как работают?

Что называют обычным гибридом (HEV), а что подключаемым (PHEV)

4x4 Club
Краса всей зелени известной Краса всей зелени известной

Спаржа лекарственная ведёт своё происхождение с берегов Средиземного моря

Наука и жизнь
Екатерина Великая в Москве Екатерина Великая в Москве

Екатерина Великая не любила Москву, но так ли всё однозначно?

Знание – сила
6 книг, которые помогут «прокачать» мозг 6 книг, которые помогут «прокачать» мозг

Книги, которые помогут расширить представление о природе сознания

Psychologies
Что такое ASMR-видео и как они влияют на наш мозг Что такое ASMR-видео и как они влияют на наш мозг

Почему нам так нравится ASMR-контент?

ТехИнсайдер
Кристина Кузьмина: «Болезнь научила меня быть счастливой и радоваться мелочам» Кристина Кузьмина: «Болезнь научила меня быть счастливой и радоваться мелочам»

О жизни Кристины Кузьминой можно снять захватывающий фильм

Здоровье
Муж-садист: какими были отношения Салтанат Нукеновой с Куандыком Бишимбаевым Муж-садист: какими были отношения Салтанат Нукеновой с Куандыком Бишимбаевым

Дело Салтанат: почему жертва домашнего насилия так и не ушла от мужа?

Psychologies
101 совет от «цифрового пророка» Кевина Келли 101 совет от «цифрового пророка» Кевина Келли

«Когда вы правы, вы ничему не учитесь»

Reminder
В зоне особого внимания В зоне особого внимания

Зональная диета: что это за система питания и как она работает?

Лиза
На ее книгах вырос Стивен Кинг: как Ширли Джексон превращала свои страхи в литературу На ее книгах вырос Стивен Кинг: как Ширли Джексон превращала свои страхи в литературу

История писательницы, на романах которой вырос Стивен Кинг

Forbes
Открыть в приложении