«Однажды я комментировал матч голым»: на что спортивные комментаторы готовы ради своей работы
Мы встретились с Константином Геничем, Георгием Черданцевым, Алексеем Поповым, Денисом Казанским и Романом Нагучевым и узнали, что они думают о мате в эфире, своих самых безумных репортажах и эмоциональных командировках.
Константин Генич
Спорт для вас это скорее про эмоции или про холодный расчет?
Скорее про эмоции. Они вообще сопровождают всю нашу жизнь. Вышел из дома – все белым-бело – у тебя положительные эмоции. Сел в машину и оказался в пробке – негативные. В футболе все так же. Комментатор создает эти эмоции. Из скучного матча можно сделать захватывающий поединок и наоборот.
Были ли какие-то безумные поступки, которые вы совершали в работе?
Таких случаев было много. В жизни ты можешь позволить себе нецензурную брань. Русский мат добавляет красок в нашу речь. Разумеется, в эфире ты себе этого не можешь позволить, хотя порой у тебя эмоции во время игры захлестывают так, что приходится себя сдерживать. Кому-то это приходит с опытом, кому-то приходится выкручиваться. Подобное случалось практически с каждым комментатором.
Можете рассказать на примере о каких-то наиболее эмоциональных репортажах?
Я комментировал финал Лиги чемпионов 2014 года между «Атлетико» и «Реалом». Рамос сравнял счет в добавленное время, и я закричал. Ты с трудом подбираешь слова, тебе нужен только эмоциональный выплеск. Еще один из самых памятных для меня матчей – игра «Краснодара» с «Валенсией», когда Шапи забил на 82-й минуте и я сказал: «Unbelievable гол». Хотелось выпендриться. Тревога за то, что «Краснодар» может не удержать преимущество, висела в воздухе. В конце ты пытаешься уйти от напряжения и найти нужные слова: «Все хорошо. Надо подержаться, потерпеть». И на последних секундах они пропускают. В тот момент хотелось выругаться. Но лучше взять паузу и промолчать.
Вы часто по работе отправляетесь в большие международные командировки. Какая поездка для вас была первой в работе?
Мой первый выезд был в качестве водителя Василия Уткина на чемпионат Европы 2008 года. Но там мне повезло: я включался, делал стендапы и даже прокомментировал одну из игр. Было много эмоций. Вояж из Вены в Базель был тяжелейшим, потому что мы ехали одним днем: надо было посмотреть футбол и сразу уезжать обратно. С нами еще был Максим Сицкий, который занимается на канале международными правами. Чтобы было веселее, он купил тирольские напевы, и эта музыка нас еще больше клонила в сон.
Какая из этих поездок запомнилась больше всего?
Чемпионат мира в Бразилии. Я никогда не был в Латинской Америке и поехал туда от Первого канала. Я не очень люблю летать, и для меня шоком было местное воздушное такси. Ты приезжаешь в аэропорт, смотришь свой рейс и видишь, что ты пятый в списке. Не совсем понял, что это значит. Оказывается, это как такси, только в воздухе. Я сел в самолет, он взлетел, через 20 минут сел, и все сразу вышли. Я поинтересовался: «А если бы я уснул и не вышел в Порту-Алегри?» Мне ответили, что тогда бы улетел в другой город.
Там же я комментировал полуфинальный матч между Голландией и Аргентиной. Логистика была построена таким образом, что к стадиону можно подъехать с разных станций метро. Я подхожу к своему входу и показываю стюарду аккредитацию, но он отказывается меня пускать. Объясняет, что вход правильный, но нужно с другой стороны подойти. Я ему говорю: «Мне сейчас придется проделать получасовой маршрут, чтобы просто войти с другой стороны забора». В итоге пришлось понервничать: я вернулся, сел в метро и проехал две станции. Тот стюард очень смеялся, когда спустя 30 минут меня вновь увидел.
Истории про криминальную Бразилию и страшные фавелы правдивы?
Мне удалось пожить в печально известном Манаусе. Говорят, что это самый криминальный город Бразилии. Когда я поселился в гостинице, спросил, где можно взять воду. Мне объяснили, что европейцу самому вечером никуда ходить нельзя, и посоветовали взять такси. Но с «криминальной Бразилией» я так и не познакомился. Знаю, что шведские коллеги заехали в фавелы, чтобы посмотреть и поснимать, и вернулись без машины, часов и телефонов.
Денис Казанский
Для вас спорт – это эмоции или холодный расчет?
Это скорее эмоции. Спорт – единственный приют, в который можно сбежать от всего, что творится в мире. Думаю, именно поэтому он набирает популярность с каждым годом. Когда ты смотришь футбол или хоккей, на 90 или 60 минут уходишь в другую реальность.
Вы считаете себя эмоциональным человеком?
Думаю, что нет. Проявление эмоций в работе это один из инструментов управления игрой и настроением зрителей. Спокойный комментарий бывает уместным, но человек все равно включает телевизор не для того, чтобы послушать комментатора, а чтобы посмотреть футбол. Важно соблюдать грань между «не мешать» и «давать эмоции», когда это необходимо.
Две ваши главные спортивные страсти – футбол и хоккей. Какой вид спорта эмоциональнее?
В хоккее ты работаешь на более высокой ноте, чем в футболе. Маленькая площадка, больше событий и выше динамика. Поэтому, когда ты работаешь с шайбой, ведешь себя по-другому. Нужно всегда быть в канве, нельзя отвлекаться. В футболе не так. Там довольно часто бывают ситуации, когда защитники перекатывают мяч друг другу, что превращает матч в скуку смертную.
В работе спортивного комментатора существует большое количество правил. Нужно ли нарушать их, чтобы репортаж становился динамичнее?
На самом деле нет. Почему нет как таковой школы комментаторов? Это абсолютно штучная история, в этой эксклюзивности и есть понятие правил. Никаких «жи-ши» здесь нет. Есть моральные и человеческие ограничения, которые свойственны тебе как гражданину и профессионалу. Я думаю, не стоит идти против них. Ты же не будешь намеренно писать с ошибками или добавлять мат в литературу. Если это самовыражение, оно должно быть гармоничным. Ты можешь почитать Дмитрия Горчева или послушать «Сектор газа». Но иногда мат звучит странно. Тут вопрос не в нарушении правил, а в гармонии.
У вас ни разу не было такого, что вы в эфире находитесь на грани того, чтобы ругнуться?
Я учитель русского языка и литературы, поэтому для меня такое – непозволительная роскошь. На этой грани я ни разу не был. Помимо работы, мне хватает мест и ситуаций, где я могу выпустить эмоции. И самое главное из них – игра в хоккей. Там можно устроить «трехэтажный». Но здесь ты понимаешь, что это смотрят люди, поэтому на тебя возложена ответственность. Это не добавляет колорита твоему репортажу. Ты должен одинаково относиться ко всем и, конечно, избегать обсценной лексики.