"Очень странные дела" не просто не сдулись, а зазвучали по-новому. Это и образцовый хоррор, и гид по 80-м в свежем прочтении
На теперь уже окончательно заблокированном в России Netflix вышли 7 серий четвертого сезона сериала «Очень странные дела». Финальные эпизоды выйдут 1 июля, а пока — разбираем первую часть сезона, стараясь по возможности избегать спойлеров. Одно можно сказать точно: братья Даффер не разочаровали.
Спустя полгода после эпического сражения со злом в торговом центре «Старкорт» Байерсы уезжают из родного Хоукинса в Калифорнию в поисках спокойной жизни. Но не тут-то было: в новой школе одноклассники начинают травить Одиннадцатую (Милли Бобби Браун), которую теперь зовут Джейн Хоппер. Девушка еще не оправилась после смерти приемного отца шерифа Хоппера (Дэвид Харбор), поэтому ей приходится нелегко. Ее сводный брат Уилл (Ноа Шнапп) ничего не может поделать с неприязнью местной школоты к странной Оди, которая заметно притихла, лишившись суперсилы. В письмах к Майку (Финн Вулфхард) Оди рассказывает, что у нее все прекрасно, но это неправда. За образец этой сюжетной линии братья Даффер взяли классический кинговский хоррор «Кэрри» (1976), так что зрители, которые хорошо помнят оригинал, увидят, как сериал по-своему обыгрывает тревожный сюжет о школьной травле. Для Оди противостояние с местной школьной королевой и ее кликой вскрывает застарелую травму: она приходит к мысли, что она сама и есть главный монстр, несущий опасность, и испытывает жгучее чувство вины. Сюжет Кинга по-новому развивается у братьев Даффер и начинает жить своей жизнью.
В Хоукинсе между тем происходит новое зловещее убийство – жутким образом погибает чирлидерша. Эта сцена — прямой оммаж «Кошмару на улице Вязов» (1984): Фредди Крюгер разделался с Тиной на глазах у ее бойфренда точно таким же образом.
Братья Даффер необычайно свободно чувствуют себя среди поп-культурных отсылок и не просто уважительно копируют классический канон из кино 1980-х, а по-настоящему стряхивают с него пыль, оживляют и задают ему новые смыслы, что превращает сериал в новую классику. К четвертому сезону из сериала выветривается авантюрный дух детских спилберговских «Балбесов» (1985) — герои выросли, у них начались взрослые отношения, так что теперь события в Хоукинсе больше похожи на «Беспечные времена в школе Риджмонт-Хай» (1982). Название этого фильма звучит в диалоге между Стивом (Джо Кири) и Робин (Майя Хоук): обсуждая новую зазнобу, на которую положила глаз Робин, Стив утверждает, что она любит девчонок — ведь она остановила кассету с “Риджмонт-Хай” на эротической сцене с Дженнифер Джейсон Ли, чтобы полюбоваться ее обнаженной грудью. Так что