Образование без серверов: как и зачем использовать облачные технологии вузам

По данным научного исследования Sage Science Review, использование облачных технологий в образовательном процессе заметно улучшает успеваемость студентов в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Облака не только способствуют доступности образовательных ресурсов, помогают студентам и преподавателям эффективнее взаимодействовать друг с другом, но и делают процесс обучения более персонифицированным, указывают авторы работы. О применении таких технологий в зарубежных и российских вузах рассказывают руководитель проектов в образовании и науке Yandex Cloud Марина Кошелева и проректор НИУ ВШЭ Елена Одоевская
Учеба в облаках
Согласно данным исследования IDC, рынок публичных облаков в Европе достигнет $373 млрд к 2028 году. Этот рынок активно развивается, а компании видят в облаках значительные перспективы для улучшения своей производительности. Внедрение современных технологий в сфере образования происходит медленнее, чем в бизнесе: Astute Analytica прогнозирует, что к 2027 году глобальный объем облачных вычислений на рынке высшего образования достигнет только $9 млн.
Впрочем, интерес к облачным сервисам в образовательных организациях продолжает расти. Эксперты и участники рынка считают, что вузы могут использовать облачные вычисления для более эффективного управления бизнес-операциями и потребностями студентов.
Основной заказчик изменений в вузе обычно — проректор по цифровизации. Причины могут быть разными: потребность в обновлении устаревшей инфраструктуры, которая уже не отвечает новым вызовам текущих реалий; необходимость в защите данных университета, особенно во время приемной кампании; поиск новейших технологий, которые позволят этично использовать ИИ не только в процессе обучения, но и для построения интеллектуальных, персонифицированных университетских сервисов для студентов, преподавателей и сотрудников вуза.
Внедрение облачных сервисов помогает влиять на различные качественные характеристики, например, улучшить взаимодействие пользователя с сайтом вуза. Это влияет на процент отказов на сайте, а также позволяет пользователю быстрее получить доступ к нужной информации. Эти показатели, в свою очередь, влияют на положение вуза в рейтинге М-Rate — рейтинге медийной активности вузов, в котором учитывается активность вуза в цифровом пространстве: медиа, социальных сетях, а также при взаимодействии с сайтом.
По данным платформы Yandex Cloud, больше половины российских вузов из первой десятки с высоким рейтингом в M-Rate уже используют облачные сервисы. Например, МИРЭА использует эти технологии на курсах по машинному обучению, МГТУ им. Баумана обучает нейросети в беспилотных болидах с помощью облаков для подготовки к гонкам Formula Student; УРФУ готовит IT-специалистов в облаке, и это только часть списка. Один из наиболее активных пользователей облачных сервисов — НИУ ВШЭ.
Вузовские сценарии
НИУ ВШЭ использует облачную платформу, которая предоставляет доступ к вычислительным ресурсам и инфраструктуре как к услуге. Это решение позволяет автоматизировать управление инфраструктурой с помощью программного кода и простых скриптов, что соответствует концепции «инфраструктура как код» (IaC). Платформа предоставляет преднастроенные решения для развертывания в инфраструктуре систем любой сложности с помощью нескольких строчек кода, что существенно сокращает время запуска системы в эксплуатацию.
Процесс развертывания бэкенда мобильных приложений теперь занимает несколько минут, тогда как раньше требовалось несколько часов. Эти изменения значительно повысили оперативность и эффективность в управлении инфраструктурой.