О чем мечтают и почему ссорятся империи: история долгих отношений России и Турции
В современной России часто позиционируют Турцию как возможного союзника по самым разным вопросам. В историческом же контексте отношения между двумя странами еще с XVII века складывались намного более запутанно, чем может показаться. О том, как враждовали и о чем спорили две империи, в своей колонке для Forbes Life рассказывает историк Василий Легейдо.
Начиная с войны 1676–1681 годов, по итогам которой впервые в истории установились официальные границы между Россией и Турцией, две империи регулярно враждовали из-за спорных территорий, политических и религиозных разногласий.
В 1686 году Россия вступила в антиосманскую «Священную лигу», где также состояли Священная Римская империя, Венецианская республика и Речь Посполитая. Развернувший походы против Османской империи Петр I взял крепость Азов и продемонстрировал стратегические способности, однако, как это часто будет в дальнейшем, добиться окончательного триумфа так и не получилось: выход к Черному морю был закрыт для России. Тем не менее именно овладение Азовом фактически послужило поводом для расширения флота, ставшего одним из главных итогов правления Петра.
В 1711 году Турция, куда после поражения в битве под Полтавой в ходе Северной войны бежал король Швеции Карл XII, объявила войну России с намерением вернуть Азов и отодвинуть границу с основным геополитическим противником от Черного моря. Османская империя одержала победу и навязала России мирный договор, по которому снова получала Азов, а также все земли на севере до реки Орели и на северо-западе — по реке Синюхе в месте ее впадения в реку Буг. К тому же Карл XII получал возможность вернуться в Швецию через Россию, а России предписывалось не вмешиваться во внутренние дела других государств, в частности Польши.
Несмотря на победу в войне 1710–1713 годов, в дальнейшем XVIII век ознаменовался политическим и военным кризисом в Османской империи: страну захлестнули коррупция, бюрократия и насилие. Правительственные чиновники больше беспокоились о личном благосостоянии, чем о реализации государственных интересов. «А радеют все турецкие министры болши о своем богатстве, нежели о государственном управлении», — писал посланник Петра I в Константинополе Петр Толстой.
Российский посол в 1730-х Алексей Вешняков отмечал, что в турецкой армии почти не осталось опытных солдат, а тирания и межведомственные интриги привели к преследованиям выдающихся полководцев. К концу XVIII века, когда в Османской империи к власти пришел султан Селим III, ситуация только усугубилась.
«Как в центре султаната, так и в провинциях, административный порядок и административные нравы пришли в большое расстройство, — говорилось в одном из турецких исторических трудов, посвященных тому периоду. — Деньги и кинжал — вот чем можно было все купить, все сделать, всего добиться».
«Вечный мир, постоянная дружба и нерушимое доброе согласие»
В отличие от Российской империи, где модернизация военного ведомства произошла при Петре I, турецкие власти упустили момент для реформы. Этот фактор оказался ключевым в конце 1760-х и начале 1770-х, после того как султан Мустафа III начал очередную войну против России. Тогда российской армии удалось нанести туркам несколько болезненных поражений, уничтожить турецкий флот в Чесменской бухте и в 1774 году вынудить Османскую империю заключить Кючук-Кайнарджийский договор, по которому Крымское ханство получило полную независимость. В состав России вошел ряд территорий, ранее считавшихся турецкими, а в 1783 году к Российской империи присоединился и Крым.
«Та война стала первым случаем, когда Оттоманской империи пришлось уступить территории, на которых проживали мусульманские подданные, христианскому государству, — рассказывает историк Александр Титов. — С тех пор Турция неизменно чувствительно относится к этой потере».
Война 1787–1791 годов, также начатая по инициативе Турции, лишь закрепила предыдущие достижения России. В ходе переговоров российской стороне удалось добиться полного удовлетворения своих условий, а императрица Екатерина II отказалась от контрибуции в семь миллионов рублей, оказав милость охваченной экономическим и политическим кризисом Османской империи.
«Отныне и навсегда да пресекутся и уничтожатся всякие неприязненные действия и вражда, и да предадутся оныя вечному забвению, — говорилось в тексте Ясского соглашения. — Вопреки же тому да будут восстановлены и сохранены на твердой земле и водах вечный мир, постоянная дружба и нерушимое доброе согласие, сопровождаемое искренним, наиприлежнейшим и точным исполнением постановляемых ныне статей мирного договора».
«Больной человек Европы»
Краткосрочный период разрядки в отношениях двух империй на стыке XVIII–XIX веков достиг кульминации в 1799 году, когда страны сформировали оборонительный союз против Франции, где к власти благодаря государственному перевороту пришел Наполеон. В 1805-м Россия и Турция заключили новый Константинопольский договор о совместном противостоянии Франции, однако после поражения антифранцузской коалиции в том же году под Аустерлицем султан Селим III официально признал Наполеона императором. Тогда же Османская империя разорвала союзные отношения с Россией и Англией, что в 1806-м послужило поводом для начала очередной войны.