Недоступное и чужеродное: почему широкая аудитория с трудом воспринимает современное искусство
Генеральный директор ЦСП «Платформа», социолог Мария Макушева специально для Forbes Life рассказала, как понятие «современного искусства» оказывается под воздействием многочисленных стереотипов и почему широкая аудитория держится от него на дистанции
На протяжении всех последних лет эксперты отмечают рост интереса к современному искусству в мегаполисах и омоложение аудитории. Большую роль в популяризации играет развитие арт-пространств, которые сделали андеграундное предметом потребления креативного класса, связали современное искусство с образом молодого образованного горожанина. А также развитие онлайн-площадок с просветительскими курсами.
По данным исследования Центра социального проектирования «Платформа» проведенного в партнерстве с Art Life Academy в среднем 36% опрошенных проявляет интерес к современному искусству. И значительно большему числу нравятся отдельные произведения, причем не только фигуративные. Например, 53% опрошенных сказали, что им нравится работа Поллока «#8» (произведения искусства разных стилей демонстрировались участникам опроса без подписей), 48% — инсталляция Кабаковых «Человек, улетевший в космос из своей комнаты».
При этом понятие «современного искусства» оказывается под воздействием ряда стереотипов. В сравнении с классическим:
- оно считается менее понятным, менее интересным,
- более далеким от жизни человека,
- менее трогающим эмоционально.
И в целом в отношении современного искусства ощущается дистанция.
Как сложилась такая ситуация?
Арт-среда действительно производит отдельные работы, которые непонятны и раздражающе действуют на массовую публику.
Отчасти сама конкурентность среды стимулирует некоторых художников искать быстрые способы привлечения внимания, создает соблазн использовать приемы провокации. Они — лишь небольшая часть общей палитры, но своим шоковым эффектом привлекают наибольшее внимание массовой аудитории и формируют у многих образ целого (акционизм Павленского, Кулика, Мавраматти).
Кроме того, современное искусство оказывается в восприятии тесно связано с политизацией. Оно открылось массовому потребителю в период политических и мировоззренческих сдвигов Перестройки и 1990-х годов (Группа «Внеправительственная Контрольная комиссия», «ЭТИ-Текст»). Важно, что в этот период сложилась и ориентация на зарубежную аудиторию — которая ожидала от российского актуального искусства острого политического контекста. Пик политизации пришелся на деятельность группы «Война», предшествовавшая политическим протестам начала 2010-х годов. Стереотип о том, что современное искусство — это непременный инструмент политической борьбы, искажает восприятие всей сферы.