«Золотым веком» русской скульптуры принято называть эпоху классицизма

Наука и жизньИстория

Ваятель Павел Соколов

Кандидат искусствоведения Елена Карпова, Государственный Русский музей.

П. П. Соколов. Молочница с разбитым кувшином. 1816—1817 годы. Бронза. Екатерининский парк Царского Села, г. Пушкин. Фото: ArsenG/Wikimedia Commons/CC BY-SA 4.0

Урну с водой уронив,
об утёс её дева разбила.
Дева печально сидит,
праздный держа черепок.
Чудо! не сякнет вода,
изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струёй.
вечно печальна сидит.
А. С. Пушкин

«Золотым веком» русской скульптуры принято называть эпоху классицизма — последнюю треть XVIII и первые три десятилетия XIX столетия, когда в монументальной и станковой пластике работали выдающиеся мастера, профессора Императорской Академии художеств Ф. Г. Гордеев, М. И. Козловский, И. П. Мартос, Ф. И. Шубин, Ф. Ф. Щедрин, И. П. Прокофьев. В тот же период плодотворно трудился и Павел Петрович Соколов (1764—1835), который, по словам современника, «также заслуживает внимания, как отличный ваятель». Между тем его творческое наследие, в котором немало лакун и утрат, известно сравнительно мало, что и стало поводом к написанию этой статьи.

Из материалов архива Академии художеств следует, что Павел Соколов, «сын служителя Баронессы Марьи Артемьевны Строгановой Петра Соколова», родился в Москве 16 июня 1764 года и был принят в число воспитанников Петербургской академии художеств пятилетним мальчиком. Развитие его природного дарования шло весьма успешно, он попал в скульптурный класс профессора Фёдора Григорьевича Гордеева и в 1783 году был награждён малой серебряной медалью, в следующем — большой серебряной, а в 1785-м удостоен большой золотой медали за барельеф «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом» (не сохранился). Высшая академическая награда позволила Соколову получить по окончании обучения не только аттестат 1-й степени и шпагу, но и право на заграничное пенсионерство — трёхлетнюю стажировку в Париже.

Уже 20 ноября 1785 года он отправил в alma mater «покорнейший репорт»: «Честь имею Императорской Академии художеств донести, обучаюсь под смотрением профессора Академии Французской господина Бридана…» Из другого рапорта от 5 октября 1787 года следует, что под наблюдением Шарля-Антуана Бридана Павел Соколов «упражнялся в композициях и копировании» и почти закончил «фигуру, представляющую реку». А 12 апреля 1789 года он сообщил, что копирует в зале Лувра «с оригинального Амура Господина Бушардона».

П. П. Соколов. Амур, делающий себе лук из палицы Геркулеса. 1789 год. Копия со статуи Э. Бушардона. Гипс. Научно-исследовательский музей Российской академии художеств. Фото Елены Карповой

Исполненная Соколовым вольная копия знаменитой статуи придворного скульптора Людовика XV «Амур, делающий себе лук из палицы Геркулеса» дошла до наших дней и находится в музее Академии художеств. При круговом осмотре статуи можно убедиться в том, что Соколову удалось справиться с довольно сложным движением фигуры, сохранив пластическую выразительность ракурсов. Скорее всего, он пользовался советами скульптора Михаила Ивановича Козловского, который в конце августа 1788 года приехал в Париж «для вящего приобретения познания в своём художестве». Одновременно Козловский получил от Императорской Академии художеств задание «надзирать» за пенсионерами и действительно старался всячески помогать не только скульпторам, но и живописцам, гравёрам, недаром в своих рапортах они неизменно именовали его «благодетелем».

Соколов окончил бушардоновского «Амура» в конце июля 1789 года и, донося об этом в Петербург, просил Академию прислать в обмен на полученную им золотую медаль «деньги, в которых, — писал он, — я при сём случае крайнюю имею нужду». На острую нехватку средств жаловались практически все пенсионеры, однако во время пребывания в Париже Павла Соколова их положение оказалось критическим. О том же через две недели после взятия Бастилии рапортовал в Петербург и Козловский: «Имею честь доложить почтенному собранию, что здесь воспоследовала перемена большая, граждане взяли оружие и содержат сами караул, и нас к тому же принуждают, не принимая никаких на то отговорок, на что пенсионеры императорской Академии крайне ропщут, ибо стоит им каждая неделя 6 франков, и самим ходить, казалось бы, непристойно с ружьём в чужом отечестве. Для сей причины был я у нашего посланника. Сказывал ему, что нас императорская Академия не с тем сюда прислала, чтоб нам ружьё здесь носить, и просил его, чтоб нас защитили, на что его превосходительство не дал никакого решения, и мы теперь все должны исполнять, что нам прикажут, а за город никого не выпускают, письма распечатывают, и чем всё кончится, того никто не знает, к тому же всё здесь вздорожало так, что наши пенсионеры едва могут иметь хлеб насущный…»

П. П. Соколов. Евангелист Марк. 1799 год. Церковь Михайловского замка в Санкт-Петербурге. Фото Елены Карповой

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Стая товарищей Стая товарищей

Рассказ Елены Первушиной

Наука и жизнь
Личная инициатива Личная инициатива

Любовь к себе – насколько она важна и опасна одновременно

Grazia
Гигантская. Критические дни Бетельгейзе Гигантская. Критические дни Бетельгейзе

Разбираемся с причинами глубокого «обморока» Бетельгейзе

Наука и жизнь
«Обрастание “жирком” в очередной раз откладывается». Что будет с нефтью, курсом иностранных валют и с нами «Обрастание “жирком” в очередной раз откладывается». Что будет с нефтью, курсом иностранных валют и с нами

Срыв сделки ОПЕК+ моментально сказался на стоимости нефти

СНОБ
О чём пишут научно-популярные журналы мира О чём пишут научно-популярные журналы мира

Интересные исследования и новости научного мира

Наука и жизнь
Эффект Diet Prada Эффект Diet Prada

В модной индустрии появилась «полиция нравов»

Glamour
Трагедия Эйнштейна, или счастливый Сизиф Трагедия Эйнштейна, или счастливый Сизиф

Очерк третий. Эйнштейн в Америке

Наука и жизнь
Фильм «Съесть слона» – честный разговор о том, как могут жить люди с синдромом Дауна Фильм «Съесть слона» – честный разговор о том, как могут жить люди с синдромом Дауна

Рассказываем о важном проекте «Съесть слона» вместе с его создателями

GQ
Вопросы на засыпку Вопросы на засыпку

Найдите ответы на пять простых, но каверзных вопросов, призвав на помощь логику

Наука и жизнь
«Замедлим распространение этой хрени»: как и зачем российский бизнес переходит на удаленку «Замедлим распространение этой хрени»: как и зачем российский бизнес переходит на удаленку

Почему нельзя работать в пижаме и зачем включать видео при созвонах?

Forbes
Наука и жизнь в начале XX века Наука и жизнь в начале XX века

О чем писали в журнале 100 лет назад

Наука и жизнь
Минус 100 млрд рублей в неделю и всплеск безработицы: какими могут быть последствия карантина для Москвы Минус 100 млрд рублей в неделю и всплеск безработицы: какими могут быть последствия карантина для Москвы

Неделя карантина в Москве обходится экономике города в 75-112 млрд рублей

Forbes
Охота за Эйхманом Охота за Эйхманом

Адольф Эйхман вошёл в историю как «архитектор холокоста»

Дилетант
5 правдивых историй про Билла Гейтса, в которые трудно поверить 5 правдивых историй про Билла Гейтса, в которые трудно поверить

Жизнь Билла Гейтса во многих отношениях отличается от жизни большинства из нас

Playboy
Подарок молодым хозяйкам Подарок молодым хозяйкам

История книги Елены Молоховец, научившей общество питаться дешево и вкусно

Вокруг света
Дед Савенко. На смерть Эдуарда Лимонова Дед Савенко. На смерть Эдуарда Лимонова

Без него современную Россию «невозможно представить и еще труднее понять»

СНОБ
Город бомбы Город бомбы

Из истории американского атомограда

Вокруг света
Как буржуазные бренды работают с нишевыми Как буржуазные бренды работают с нишевыми

В текущем сезоне Brooks Brothers объединяются с авангардными Junya Watanabe

GQ
Степан Гаврилов: Опыты бесприютного неба Степан Гаврилов: Опыты бесприютного неба

Сноб» публикует первую главу книги Степана Гаврилова «Опыты бесприютного неба»

СНОБ
Кетогенная диета: личный опыт и результаты через 100 дней Кетогенная диета: личный опыт и результаты через 100 дней

Кетодиета набирает популярность во всем мире

Cosmopolitan
Жили бы ли? Жили бы ли?

История не терпит не только условного, но и повелительного наклонения

GQ
Забытые знаменитости стали источником дохода для стартапа: как работает проект видеооткрыток Cameo Забытые знаменитости стали источником дохода для стартапа: как работает проект видеооткрыток Cameo

Компания открыла «маркетплейс» звёзд второстепенной величины

VC.RU
Бабушка-мыловар: серийная убийца, которая делала из жертв кексы и мыло Бабушка-мыловар: серийная убийца, которая делала из жертв кексы и мыло

Она верила, что жертвы защитят ее детей от проклятия

Cosmopolitan
Лучшие детективы с непредсказуемой развязкой: список книг, от которых невозможно оторваться Лучшие детективы с непредсказуемой развязкой: список книг, от которых невозможно оторваться

Готов погрузиться в атмосферу загадок и тайн?

Playboy
Поезд отправляется: самые красивые железнодорожные маршруты мира Поезд отправляется: самые красивые железнодорожные маршруты мира

Путешествие на поезде — это отдельный вид эстетического удовольствия

Forbes
«Заражение» и еще 8 фильмов, которые предсказали будущее «Заражение» и еще 8 фильмов, которые предсказали будущее

«Заражение» Стивена Содерберга стало самым скачиваемым фильмом

РБК
Как перестать быть «наседкой» и научить ребенка выживанию Как перестать быть «наседкой» и научить ребенка выживанию

Как научить ребенка необходимым навыкам выживания в современном мире?

Psychologies
7 ответов на вопросы о мужской точке G, которые должен знать каждый 7 ответов на вопросы о мужской точке G, которые должен знать каждый

Поверь, это совершенно новый уровень удовольствия

Playboy
Длинный, где проезд Неглинный? Длинный, где проезд Неглинный?

Вместе с историком Константином Полещуком отправляемся на прогулку по Москве

Seasons of life
Павел Табаков: «Кирилл Серебренников был предан моему отцу, и я всю жизнь буду ему за это благодарен» Павел Табаков: «Кирилл Серебренников был предан моему отцу, и я всю жизнь буду ему за это благодарен»

Павел Табаков рассказывает о том, почему решил стать актером

GQ
Открыть в приложении