Смотрим в космос
Частные компании осваивают космическую индустрию
Долгое время все космические проекты разрабатывали и финансировали лишь государственные космические агентства. Но в последние 10—15 лет ситуация изменилась — в мире успешно действуют многие частные компании. В том числе и в нашей стране.
На заседании ТехноКлуба «Космическая индустрия: фокус в будущее», состоявшемся 15 апреля 2021 года на территории особой экономической зоны «Технополис Москва», собрались представители компаний, занимающихся разработкой технологий и производством изделий для работы в космосе, — учёные, эксперты, чтобы обсудить достижения и направления развития космической индустрии.
Сегодня только в «Технополисе Москва» размещается около 15 компаний, выпускающих изделия для космической отрасли: оптику, микросхемы, источники электропитания, радиочастотные фильтры, композитные материалы, контактирующие устройства и др. Приходу в космическую индустрию частных компаний способствуют снижение стоимости доступа в космос, потребность в малых космических аппаратах, появление серийных космических аппаратов и спутниковых группировок, коммерческие межпланетные миссии и долговременные прорывные проекты плюс нужда в новых подходах к созданию космической техники. Так считает проектный менеджер Кластера передовых производственных ядерных и космических технологий фонда «Сколково» Иван Косенков. Он сообщил, что в 2019 году глобальная космическая экономика оценивалась в 366 млрд долларов США. И даже в пандемический 2020 год в отрасль было вложено $25,6 млрд. Из них $16,5 млрд — инвестиции десяти передовых компаний.
Основные ниши «космического» рынка для частных компаний, по мнению представителя фонда «Сколково», — орбитальное обслуживание, производство малых космических аппаратов, спутниковые группировки для дистанционного зондирования Земли, суборбитальный туризм. В области космической связи перспективными направлениями для коммерческих проектов докладчик назвал оптические (квантовые) коммуникации, наземную аппаратуру, IoT-проекты (интернет вещей); в области дистанционного зондирования Земли — геоинформационные продукты с использованием спутниковой информации, радарные данные, видео-съёмку и «иные “нетрадиционные” данные». Он напомнил, что задача оперативного и целевого доступа в космос для малых космических аппаратов не решена, поэтому очень нужны разработки лёгких и многоразовых ракет-носителей, разгонных блоков и межорбитальных буксиров.
Если же говорить собственно об освоении космоса, то коммерческие компании уже занимаются созданием модулей и компонентов космических станций, финансируют сервисы по доставке грузов к Луне, разрабатывают коммерческие лунные программы, создают робототехнику для орбитального обслуживания, для посадки и работы на Луне.