О чем пишут научно-популярные журналы мира
Подземный лес затерянного мира
Уникальное явление природы — деревья, растущие в больших провалах, образованных на юге Китая карстовыми процессами. Расстояние до дна самой глубокой пропасти составляет 610 м, а средняя глубина пропастей — около 100 м. 30% всех известных в мире глубоких карстовых провалов сосредоточены в районе города Чунцин. В последние годы геологи и спелеологи обнаружили ещё один интереснейший аспект этих огромных ям. Оказалось, что, хотя в них попадает довольно мало солнечного света, внутри существует обильная растительность, целые леса. Некоторые виды деревьев и других растений больше нигде не встречаются: одни на поверхности земли вымерли, другие возникли в провалах в результате видообразования, шедшего в условиях изоляции. А как образовались сами эти гигантские ямы-воронки? За сотни тысяч лет дождевая вода размыла почву и дошла до подстилающих пород, представленных здесь в основном известняками, и постепенно эродировала их. Потоки слегка кислой воды расширяли трещины, превращая их в пещеры и тоннели, которые затем обрушивались, образуя огромные воронки. Всего тут их известно около 200, и ещё 100 встречаются по всему миру: в Папуа — Новой Гвинее, Малайзии, на Мадагаскаре, в Словении, Хорватии, Италии, Испании, России и в ряде других стран. Возможно, некоторые ещё не открыты.
В этих отгороженных от мира местообитаниях на особенности среды влияют окружающие их известняки. Ботаники, опубликовавшие свой труд в «Китайском журнале экологии растений», собрали в подобных гигантских ямах образцы 64 видов растений из 36 семейств. Измерено содержание углерода, калия, кальция, азота, магния, фосфора и других элементов в листьях растений. Оказалось, что по элементному составу листьев виды из провалов сильно отличаются от родственников, живущих на поверхности. Например, в них меньше углерода, больше азота, кальция и магния, причём у них снижено соотношение С:N и С:P. Интересно, что растения там богаты калием, но доступность азота и фосфора для них ограничена. Предполагают, что все найденные различия с растениями на поверхности объясняются тем, что освещённость в вертикальных ямах ниже, чем наверху, а воздух сильно насыщен влагой. Хорошее питание позволяет полнее использовать солнечный свет и быстро расти, эффективнее расходуя ресурсы, чем это могут поверхностные растения. Когда генетики сравнили ДНК деревьев Magnolia aromatica с ДНК того же вида, растущего на поверхности, оказалось, что генетическое разнообразие этого дерева в глубине повышено. Этого следовало ожидать. Изолированные популяции не могут обмениваться генами, каждая из них развивается в своих особых условиях. С течением времени различия генофондов накапливаются и углубляются — происходит постепенное превращение популяций в разные виды. В настоящее время численность магнолий на поверхности резко падает, но популяция под землёй процветает. Эти провалы служат убежищем для растений и целых экосистем, на поверхности страдающих и обедняющихся, близких к исчезновению. Экологов беспокоит тот факт, что туристические фирмы предлагают экскурсии к провалам и некоторые из них даже оборудовали лестницами, облегчающими посещение. Поток туристов может нарушить эти замкнутые сообщества, и такие случаи уже отмечены.
К сожалению, животный мир провалов почти не изучен. У зоологов руки пока не дошли, а там наверняка скрываются отсутствующие или редкие на поверхности виды насекомых и более крупных животных, возможны и новые виды. Ведь везде, где есть растения, кто-то их опыляет, а кто-то ими питается.
Зачем человеку ушные мочки?
Этими довесками к ушной раковине обладают лишь некоторые приматы и человек. Зачем они нужны? — задаётся вопросом американский журнал «Popular Science».
Звуки окружающего мира улавливаются ушной раковиной и проводятся к барабанной перепонке, тонкой мембране внутреннего уха. Её вибрация приводит в движение специальные мелкие косточки среднего уха, и через них звук поступает в закрученный лабиринт слуховой улитки, откуда нервы передают ощущение вибрации в мозг. Млекопитающие обладают такой тройной системой передачи звука, тогда как рептилии и птицы довольствуются только одной передающей косточкой. Наружные ушные раковины, состоящие из хрящей и кожи, собирают звук и облегчают млекопитающим определение того, откуда, с какой стороны он идёт. Профессор анатомии Марк Колман из Медицинского института при Университете Багамских островов, изучавший слуховые системы приматов и млекопитающих в целом, пишет, что их разные группы специализировали свои уши для разных типов звука. Так, кенгуровые крысы обзавелись необычно крупной системой косточек среднего уха, что позволяет им замечать очень низкие частоты. Это качество полезно для обнаружения шуршащих звуков, испускаемых основными врагами кенгуровых крыс — змеями при ползании. Человеческие уши в целом похожи на уши шимпанзе, но слуховая система шимпанзе лучше улавливает высокие и низкие частоты звукового диапазона, а ухо человека наиболее чувствительно к средней части диапазона, примерно между 1000 и 4000 Гц.