Начнём с того, что нельзя доверить другим секс и еду: как перестать брать задачи на себя и начать делегировать
Рассказывает управляющий партнёр онлайн-школ Skyeng и Skysmart Александр Ларьяновский.
Чего, — спрашиваю я тут юного фаундера, — нельзя делегировать?
— Ну… э-э-э…, — говорит будущий миллиардер…
— Мой личный список начинается с секса и еды.
— ??? Это как?
А вот так, говорю. Полный список выглядит так:
- Отправление физиологических потребностей. Ну то бишь еду, секс, сон и так далее. Банально? Подождите.
- Отдых и восстановление сил. Тоже не бином Ньютона? Ага.
- Взаимоотношения с начальством (владельцами и так далее). Ну потому что если подчинённый общается вместо тебя с начальством, он будет скоро на твоём месте.
- Стратегию развития отдела/компании.
- Наём и управление непосредственными подчинёнными.
Остальное делегировать можно. Я специально поставил два самоочевидных пункта на первые два места, чтобы «задать планку» что такое возможно делегировать, а что нет.
Но это я сейчас такой умный. А когда-то, когда я начинал управлять людьми я и слова такого не знал. Мне было 30 лет, когда у меня появились подчинённые, то есть я стал менеджером. Тот Саша был абсолютно убеждён, что быть менеджером — это ты просто кроме работы еще немного командуешь другими. Короче, вообще ничего не понимал в управлении людьми.
Я глотал тонны книг и проходил сотни тренингов. Без толку. Потому что они были про профессиональный рост, это было интересно, это пёрло. Мне не хватало мозгов понять, что надо учиться азам менеджмента. В результате новоиспеченный «господин почтеннейший начальник» был самым занятым членом команды. Работал больше всех и ничего не успевал. Планы срывались. Я работал ночами. В выходные. Времени не хватало.
При этом сотрудники вполне себе горели работой и были готовы сворачивать горы. Но все работало как попало. Вопреки мне и моим желаниям. Все попытки улучшить ситуацию — а я по-прежнему находился в состоянии «менеджмент это просто» — приводили к росту моей загрузки.
Все доходило до того, что если я уходил из офиса на пару часов, проекты останавливались, потому что мне надо было принять полудюжину решений. И это стало крайней точкой. Я понял, что делаю какую-то несусветную херню, если отошёл на деловую встречу, а работа остановилась.
Что же, пришлось начать искать решение и, конечно же, искал его там, где светло, а не там, где потерял. Я полез в тайм-менеджмент. Толку было немного, я и без того был очень эффективен по времени решения задач, но там я натолкнулся на механику «понаблюдайте за тем, что пожирает ваше время».
И это привело к первому открытию. Меня спросить было быстрее, чем Яндекс. И коллеги привыкли использовать меня как библиотеку ответов. Стало понятно, что с этим надо бороться. Сначала я начал отправить с такими вопросами в поиск, но было понятно, что это не меняет привычки.