На курьих ножках и у чёрта в решете: как строили деревянные дома на Руси
Одним из самых уважаемых занятий в прошлом считалось плотницкое дело. Это ремесло стало популярным неслучайно — до конца XVII века подавляющее большинство жилых домов строили из дерева
Дома — будь то княжеский терем или скромная охотничья сторожка — возводили выходцы из незнатных сословий. Они тщательно выбирали место для будущего жилища и заготавливали материал. Опытный плотник владел множеством инструментов: от топора и скобеля до тесла и рубанка. В старину говорили не «построить», а «срубить» дом.
Подготовительные работы
Перед началом строительства долго искали место для избы, отбирали самые крепкие деревья, до мелочей продумывали облик дома. Избы чаще всего делались из ели, сосны и лиственницы. Эти деревья легко укладывались в сруб, хорошо защищали от холода и не прогнивали. Дубовыми делали те части жилища, которые могли прийти в негодность быстрее всего, — двери и окна.
Выбор «правильного» дерева был настоящей наукой. На поиски подходящего материала шли в лес, расположенный вдалеке от дорог и перекрестков. Старые и больные деревья не трогали, причем связано это было не только с практическими соображениями. Считалось, что такие деревья принесут жителям будущего дома несчастье. Растущие вдоль дорог деревья называли «буйными» и тоже не использовали. Поверье гласило, что буйное дерево может выпасть из стены и придавить хозяина дома.
Небогатые семьи занимались строительством сами, а состоятельные нанимали плотницкие артели. Лучшими считались мастера из Костромы, Ярославля и Владимира.
Заготовку материала плотники начинали в середине зимы. В это время древесина была самой прочной. Сруб готовили в марте и выстаивали на протяжении нескольких месяцев (а порой, и лет), чтобы он дал усадку. За это время подбирали место для избы: сухое, светлое и чистое.
Не обходилось без хитростей и суеверий. Хозяева пекли три небольших каравая и прятали их за пазуху. Затем они приходили на выбранное место и сбрасывали «груз», внимательно наблюдая за его приземлением. Если любой из трех караваев падал коркой вниз, в пригодности стройплощадки могли возникнуть серьезные сомнения. Во время закладки фундамента в каждый уголок по традиции клали кусочек овечьей шерсти и горсть зерна. Этот обряд должен был обеспечить будущим новоселам тепло и достаток.
Местные особенности
Термин «изба» издревле встречался в большинстве регионов России. Вероятнее всего, он происходит от искаженного варианта глагола «истопить». На севере — в Новгороде, Старой Ладоге и Пскове — избы называли истобками. В южных диалектах деревянные жилища прозвали (и продолжают называть) хатами, а в Сибири попросту домами.
Деревянное зодчество дольше всего просуществовало на севере нашей страны. Причина заключалась в обилии лесов и, как следствие, дешевизне стройматериала. Древесина хорошо защищала жилище от холода благодаря своим природным свойствам.
Строгие северные дома поначалу не имели даже окон и сеней, но со временем сильно изменились и «выросли» до размеров добротных двухэтажных изб с пристройками. Жилые помещения располагались на верхнем этаже, а внизу находился подклет — там хранили домашнюю утварь. Главным украшением таких домов была художественная резьба по дереву как внутри помещения, так и снаружи.
Жители южных регионов строили хаты из глины или кирпича-сырца. Дома на юге были, как правило, меньше северных. Самая распространенная конструкция называлась «четырехстенок», а крыши были четырех- или двухскатными. Подобные здания сохранились в Тамбовской, Рязанской и Орловской областях. За избами, как правило, находился открытый двор с навесами для телег и помещениями для домашнего скота.