На изящном: что восхищало современников Леонардо да Винчи в «Тайной вечере»
В рубрике #на_изящном автор телеграм-канала Art is New Sexy Мария Аборонова проводит ревизию шедевров мирового искусства. На этот раз поговорим о вечном — о "Тайной вечере" да Винчи.
Не только французские реалисты в XIX веке и авангардисты в XX веке шокировали современников уходом от привычных художественных принципов и практик. В эпоху Возрождения таких революций тоже было достаточно.
Сегодня мы в основном по умолчанию признаем, что «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи — шедевр мировой живописи, а современники художника точно знали, почему это было так. Давайте разбираться.
Начнем с простого вопроса. Наверное, дело в необычном сюжете? Вовсе нет: писать сцену из Евангелия, в которой Иисус произнес: «Истинно, истинно говорю вам: один из вас предаст меня» (Мф. 26, 21), было очень распространенной практикой до да Винчи.
Потрясла ли современников фантастически точная перспектива, зрительно углублявшая помещение трапезной монастыря? Тоже нет: тогда она уже была привычным художественным приемом. Еще в середине XIV века архитектор Филиппо Брунеллески доступно и популярно сформулировал существовавшие ранее, но не особенно распространенные математические законы построения перспективы. Вооружившись его рекомендациями, флорентийский художник Мазаччо немедленно воплотил их в жизнь на фреске «Троица». Джорджо Вазари писал о своих впечатлениях так: «Казалось, что стена пробита». Вспомните, как вы реагировали на первую часть «Аватара» в 3D-кинотеатре. Примерно такой же шок испытали зрители, увидев изображение, уходящее вглубь стены в XIV веке, а к концу XV века перспектива стала подвластна большинству художников. Поэтому Леонардо едва ли удивил кого-то этим приемом.