Музыка в гараже, церкви и фургоне: как создавались студии, где записывали Queen, The Rolling Stones и Oasis
Издание uDiscover Music вспоминает, как создавали первые пластинки Дэвиса и Пресли, где использовали первые технологии шумоподавления от Dolby и как студии впервые разрешили музыкантам работать над альбомами месяцами.
Начало индустрии звукозаписи положили изобретатели 19 века Томас Эдисон и Александр Грэм, создав первые фонографы и графофоны. К Первой мировой войне студии появились во многих крупных городах мира. Одна из них — нью-йоркская OKeh Records, основанная в 1918 году Отто Хайнеманом.
В 1930-х студии активно записывали саундтреки для кинокомпаний, а работать с самостоятельными музыкантами-исполнителями начали только в 1940-х годах — с появлением магнитных лент, которые позволяли записывать музыку в лучшем качестве.
В послевоенную эпоху инженеры также испытывали новые технологии: использовали многоканальную запись, накладывали дорожки друг на друга, экспериментировали с реверберацией.
«Колыбель рока и R&B» в Мемфисе
Одной из первых знаковых для индустрии студий стала Memphis Recording Service в Теннесси — более известная как Sun Studios. Её основал диджей и радиоинженер из Алабамы Сэм Филлипс в январе 1950 года, в переоборудованном гараже. Тогда он записывал любителей, а затем пытался продавать кассеты крупным лейблам.
Вскоре Филлипс взялся продюсировать Хаулина Вулфа и Би Би Кинга, и его крошечная микшерная с пультом Presto и потребительскими магнитофонами Crestwood и Bell стала «колыбелью рока и R&B». Он же записал одну из ключевых для рок-н-ролла композиций — “Rocket 88” Джеки Бренстона и Айка Тёрнера.
В 1952 году Филлипс основал свой собственный лейбл Sun Records и записывал Элвиса Пресли, Джерри Ли Льюиса, Роя Орбисона, Карла Перкинса и Джонни Кэша. А в 1956-м в его студии состоялось одно из самых известных событий в истории музыкальной импровизации: джем-сейшен "Million Dollar Quartet" с участием Пресли, Перкинса, Льюиса и Кэша.
Бункеры и эхокамеры в студиях Capitol Tower
В конце 1950-х прогрессировал студийный дизайн. В 1956 году компания Capitol Records завершила строительство Capitol Tower — одного из самых знаковых зданий в Лос-Анджелесе. Именно там записывались Нэт Кинг Коул, Бобби Джентри, Пегги Ли, а также Фрэнк Синатра с альбомом "Conducts Tone Poems of Color".
В подземных бункерах студий Capitol Tower построили эхокамеры — чтобы создавать эффекты эхо и реверберации. В одной из них группа Beach Boys записала свою композицию “Good Vibrations”. Звуковые панели в студии обили деревом с одной стороны и стекловолокном с другой, а полы залили смесью из бетона и пробки, чтобы устранить звуковые помехи.
Хорошая акустика в церкви и «нэшвиллское звучание»
В 1959 году в Нью-Джерси открыл свою джазовую студию Blue Note инженер Руди Ван Гельдер — с потолками из кедра высотой 12 метров. До этого он записывал Майлза Дэвиса и Кэннонболла Эддерли в гостиной у родителей и верил, что атмосфера в студии напрямую влияет на музыку.
Однажды человек захотел отправить космонавта на Луну, но осуществил его желание инженер. Так и здесь: музыканты хотят звучать определённым образом, и моя задача — воплотить их представления в жизнь. Для этого я построил студию, задал атмосферу, выбрал оборудование и решаю, как с ним работать.
Руди Ван Гельдер инженер и основатель Blue Note
Ещё одной знаковой джазовой студией стала в 1950-х WMGM: на ней писались Каунт Бейси, Билли Холлидей, Джонни Ходжес, а также сессии Майлза Дэвиса, Джила Эванса и Джерри Маллигана.
Джазовые инженеры также заметили хорошую акустику в старых церквях и потому нередко оборудовали их под студии. Columbia Records, например, купила помещение бывшей армянской церкви — с потолками высотой более 30,5 м. Так поступила и студия Decca Records, записывавшая Билли Холидей, Бадди Холли и Bill Haley & His Comets.