Этот ижевский проект во второй половине 80‑х годов стал известным на всю страну

МотоАвто

Последняя эпопея

Этот ижевский проект во второй половине 80‑х годов стал известным на всю страну. У миллионов советских мотоциклистов наконец‑то появилась надежда получить современную машину.

Текст Сергея Воробьёва. Фото из архива автора

Проект «Иж-Орион» – одна из последних попыток советского мотопрома создать мотоцикл мирового уровня. «Иж-Сириус», 1990 год.

Экспериментальные разработки наших мотозаводов редко становились известны широкой публике – в лучшем случае о них извещали пара крохотных фото в журнале «За рулём». Но благодаря наступившей эпохе гласности стартовавший в Ижевске проект «Орион» вышел из тени. Тогда в прессе и на телевидении поднимались многие актуальные проблемы, о которых умалчивалось прежде. Не обошло вниманием общество и неутешительное положение дел в мотоциклетной промышленности: серийная продукция всех заводов безнадёжно отставала от мирового уровня. Поэтому естественными стали интерес печати и многочисленных мотолюбителей к перспективной модели «Ижа» и надежда на её скорейшее освоение.

Об одном только не упоминали журналисты: новый проект был выстраданной темой для ижевчан. Работа над дорожным мотоциклом класса 500 см3 стартовала в самом начале 60‑х годов, было создано множество разработок, не идущих далее опытных образцов. Но инженеры – в который раз! – с энтузиазмом взялись за работу. Тем более что «верхи» наконец‑то обратили внимание на катастрофическое положение дел: для успеха очередного проекта были выделены огромные средства. В этом плане новому мотоциклу, в отличие от предыдущих, сильно повезло. Центром всеобщего внимания стал четырёхтактный двигатель будущей машины. Попытка запустить в производство подобный мотор в содружестве с чехословацкой Jawa не принесла успеха, и было решено не проектировать оригинальный силовой агрегат, а закупить лицензию у одного из мировых лидеров.

Началось всё с поиска подходящего силового агрегата: современного, обязательно четырёхтактного, экономичного и тяговитого. Последнее качество при эксплуатации в тяжёлых дорожных условиях нашей страны имело большое значение. К тому же в перспективе предполагалось создание модификации с традиционным боковым прицепом, что также предполагает наличие хорошего крутящего момента у тягача.

В итоге поисков и переговоров выбор пал на фирму Yamaha с её мотором XT550. Спортивные модификации этого мотоцикла прекрасно зарекомендовали себя в сложных ралли-рейдах, показав высокую надёжность и выносливость. Кроме двигателя, были приобретены лицензии на некоторые элементы шасси: литые колёса, тормозную систему и телескопическую вилку. Наряду с конструкторской и технологической документацией закупались многофункциональные станки-автоматы с ЧПУ и литейное оборудование. Вскоре на «Ижмаше» закипела работа. К четвёртому кварталу 1989 года завод уже должен был выпустить сотню мотоциклов опытной партии.

Несколько слов о конструкции лицензионного двигателя. Заимствованный от внедорожной модели Yamaha XT550, появившейся на рынке в 1982 году, четырёхтактный мотор мощностью 38 л.с. обладал солидным для одного цилиндра рабочим объёмом в 558 см3. Компенсировал неизбежные при этом вибрации балансирный вал. Короткоходный (92х84 мм) силовой агрегат охлаждался потоком набегающего воздуха. Четыре клапана приводились от одного верхнего распредвала. Коробка передач пятиступенчатая. Привод на заднее колесо цепью. Запуск – только кикстартером. Для смазки узлов двигателя применена схема с сухим картером и отдельным маслобаком, расположенным в корпусе рамы в районе рулевой колонки. В электрооборудовании использована электронная бесконтактная система зажигания.

Лицензионный двигатель Yamaha XT550.

В Ижевске конструкцию пришлось адаптировать под возможности отечественной промышленности, заменяя многие детали советскими аналогами или конструируя заново. Например, вместо оригинального двухкамерного карбюратора пришлось приспосабливать пару отечественных К-62. В результате многих вынужденных переделок мотор потерял в мощности 2 л.с. Приспособлением под возможности существующего производства, а по сути, созданием силового агрегата заново, занимался коллектив инженеров во главе с Ренатом Равиловичем Гизатуллиным.

Что касается самого мотоцикла, то он полностью разрабатывался ижевскими конструкторами. Новинка получила индекс Иж-7.109 и собственное имя «Орион», заимствованное от одной из разработок начала 1960‑х. Первую версию Иж-7.109 создавали специалисты бюро спортивных мотоциклов (начальник Василий Иванович Панов). Разработкой дизайна занимался Владимир Николаевич Колосов, а общим конструированием Александр Михайлович Перевозчиков. В экипажной части, как и у строящегося параллельно эскортного «ИжВега», использовалась современная полностью дуплексная пространственная рама из стальных труб прямоугольного сечения и подвеска заднего колеса с центральным амортизатором и прогрессивной характеристикой. Маятник по аналогии с рамой имел прямоугольное, а не круглое, как прежде, сечение. Как и предусматривалось изначально, в экипажной части применены лицензионные узлы: литые колёса, дисковый тормоз переднего колеса с гидравлическим приводом и пневмогидравлическая телескопическая вилка.

Первый вариант «Иж-Орион», 1987 год.

Внешность мотоцикла получилась запоминающейся и соответствовала эпохе 1980‑х. В его облике удачно сочетались прямые острые формы переднего крыла и литых колёс с мягкими линиями седла и бензобака. При этом само сиденье плавно переходило в бензобак, устраняя резкий перепад и улучшая эргономику водительского места. Дополняли внешний вид декоративные накладки на бензобак, небольшой обтекатель на фаре и традиционные боковые крышки с чётко обозначенными гранями. Оригинально выполнен руль: вместо привычной цельной конструкции он состоял из двух частей, не соединённых между собой и крепившихся к мостику телескопической вилки.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Что говорят о нас отношения с деньгами Что говорят о нас отношения с деньгами

По тому, как человек относится к деньгам, можно определить его образ мышления

Psychologies
7 абсурдных выборов в истории 7 абсурдных выборов в истории

Мы узнали, что нужно обещать, чтобы тебя выбрали в президенты

Maxim
1949: Новые задачи 1949: Новые задачи

Оказалось, что и плановая экономика иногда способна быстро менять планы

Мото
Российские астрономы заметили потускнение блазара при излучении нейтрино Российские астрономы заметили потускнение блазара при излучении нейтрино

Оптическая переменность блазара совпала с приходом нейтрино

N+1
10 вещей, которые мы используем не по назначению 10 вещей, которые мы используем не по назначению

Почему мы используем все это неправильно

Maxim
«Общество забирает наше личное пространство». Правнучки Зигмунда Фрейда — о плюсах одиночества «Общество забирает наше личное пространство». Правнучки Зигмунда Фрейда — о плюсах одиночества

Отрывок из книги психотерапевта Мишель Фрейд

Forbes
Выстрел через континент Выстрел через континент

Испытательный полигон «Кура»: записки очевидца

Популярная механика
У лондонских лисиц обнаружили признаки одомашнивания У лондонских лисиц обнаружили признаки одомашнивания

Изменения лондонских лисиц, которые характерны для многих домашних животных

N+1
Люди не смогли определить заразных по кашлю Люди не смогли определить заразных по кашлю

Звуки не могут быть валидными показателями того, что человек заразен

N+1
Метаморфопсия нарушила связь между восприятием и распознаванием увиденного Метаморфопсия нарушила связь между восприятием и распознаванием увиденного

Оказывается, осознанное восприятие — не то, чем кажется

N+1
Audi представила обновленный кроссовер Q5 Audi представила обновленный кроссовер Q5

Состоялась премьера обновленного кроссовера Audi Q5

РБК
Вчера, не сегодня, завтра Вчера, не сегодня, завтра

Чего ждут от нашего кино иностранцы и что им предлагают взамен

Огонёк
Отрывок из книги Лиз Мур «Алая река» Отрывок из книги Лиз Мур «Алая река»

Первые главы дебютного романа американской писательницы Лиз Мур «Алая река»

СНОБ
Правила жизни Дональда Трампа Правила жизни Дональда Трампа

Правила жизни 45-ого президента США Дональда Трампа

Esquire
«Я умру до 35 лет?»: девушка раскрыла секрет феноменального похудения «Я умру до 35 лет?»: девушка раскрыла секрет феноменального похудения

Молодая мама узнала, что, если не избавится от ожирения, может умереть

Cosmopolitan
«Реальной альтернативы Байконуру до сих пор нет» «Реальной альтернативы Байконуру до сих пор нет»

Какое будущее ждет главный советский космодром

Огонёк
Солнечная энергия в вашей квартире Солнечная энергия в вашей квартире

Когда-то давным-давно, ещё в СССР, в Москве работал магазин «Пионер»

Наука и жизнь
Почему цены иногда уходят в минус? Почему цены иногда уходят в минус?

Нефть не подешевела, подорожало её хранение в одном месте в конкретное время

N+1
Светлана Иванова: «Сегодня важно быть готовой к любой ситуации» Светлана Иванова: «Сегодня важно быть готовой к любой ситуации»

Светлана Иванова рассказала о плюсах и минусах изоляции

Здоровье
Трансгенные козы дали противораковое молоко Трансгенные козы дали противораковое молоко

Молоко оказались эффективнее препарата, который повсеместно используют сейчас

N+1
«Я вижу то, что я слышу»: режиссер Саша Дженкинс рассказывает о роли музыки в своей жизни «Я вижу то, что я слышу»: режиссер Саша Дженкинс рассказывает о роли музыки в своей жизни

Эксклюзивное эссе от режиссера Саши Дженкинса для американского журнала Playboy

Playboy
Терраса на крыше, бассейн и парк для горожан: «Яндекс» показал свой новый офис Терраса на крыше, бассейн и парк для горожан: «Яндекс» показал свой новый офис

«Яндекс» построит себе новую штаб-квартиру на юго-западе столицы

Forbes
Идеальная парочка Идеальная парочка

Гастрономические принципы, которые могут прийти на выручку

Bones
Пиво не содержит женских гормонов: мифы о пиве Пиво не содержит женских гормонов: мифы о пиве

Пиво – возможно, один из самых ранних напитков, созданных руками человека

Популярная механика
Летняя резиденция Летняя резиденция

Интерьеры суперъяхты M/Y Dream: 106 метров и 6 палуб абсолютного дизайна

SALON-Interior
Фонд LETA Capital составил портрет типичного русскоязычного IT-предпринимателя на основе больших данных Фонд LETA Capital составил портрет типичного русскоязычного IT-предпринимателя на основе больших данных

Как выглядит среднестатистический IT-предприниматель?

Inc.
Ленин Бессмертный Ленин Бессмертный

Ленин жил! Ленин — жив! Ленин будет жить!

Дилетант
Опережая некролог Опережая некролог

Отрывок из мемуаров Александра Ширвиндта «Опережая некролог»

СНОБ
Наука доживать: почему важно (и возможно) победить старость Наука доживать: почему важно (и возможно) победить старость

Британский геронтолог рассказал, почему человечество должно победить старость

Esquire
Высокое и низкое давление: что важно знать о здоровье каждому Высокое и низкое давление: что важно знать о здоровье каждому

Проблемы с артериальным давлением редко беспокоят в возрасте до 40 лет

Популярная механика
Открыть в приложении