Мортира Маллета: как создавали гигантское орудие войны
К началу Восточной войны (1853–1856) в 1853 году самым мощным и тяжелым сухопутным орудием Великобритании была 13-дюймовая мортира, которая могла стрелять снарядами весом в 167 фунтов. Однако вскоре выяснилось, что для Крыма нужно нечто еще более могущественное, и сконструировать это самое «нечто» пожелал талантливый английский инженер Роберт Маллет.
Поскольку такое орудие получалось слишком уж большим, он решил сделать свою огромную мортиру секционной, чтобы ее можно было доставлять на место и собирать по частям. Так решалась такая важная проблема как трудоемкость доставки тяжелых орудий на поле боя, чему также в довершение всех иных трудностей очень сильно препятствовало еще и бездорожье. Однако идеи Маллета слишком уж во многом расходились с существовавшей в то время практикой и вызвали недоверие у военных.
Первый проект Маллета был датирован октябрем 1854 года. В соответствии с ним он хотел обойтись без «подушек» из деревянных клиньев или брусков, которые обычно подкладывали под дульную часть мортиры при наведении ее на цель и чтобы придать ее стволу заданный угол возвышения, и обойтись упором непосредственно на платформу лафета. Ее же он предлагал сделать из трех рядов обтесанных бревен, уложенных друг на друга крест-накрест, чтобы закрепить на ней ствол под наклоном в 45°.
В декабре 1854 года своей проект он представил капитану Боксеру, впоследствии прославившемуся созданием своего патрона к винтовке, и другим экспертам Вулвичского арсенала. Но уже в январе Маллет осознал важность применения таких мортир не только на суше, но и на море, и счел необходимым повысить функциональность своего творения в целом. С этой целью он изменил проект и сделал само орудие, скажем так — «более совершенным», чтобы его размещение не требовало бревен и позволяло в большей степени изменять углы его наведения на цель.
Комитет по техническому перевооружению артиллерии рассмотрел его новое предложение в январе 1855 года. Но специалисты оказались не готовы к таким революционным новациям и все свое внимание сосредоточили на том, что предлагаемые решения не проверены на практике и слишком уж необычны. Маллету все эти придирки быстро надоели, и он 24 марта 1855 года написал письмо премьер-министру Великобритании лорду Палмерстону. На Палмерстона возможности нового оружия произвели впечатление, и он пригласил Маллета на аудиенцию. Тем не менее, даже обращение в «верха» не могло побороть упрямство чиновников, заседавших в Комитете, и они всячески тормозили реализацию проекта. Но и лорд Палмерстон не привык уступать. Поэтому 1 мая 1855 года он заявил генералу (позднее фельдмаршалу) Хью Далримплу Россу, генерал-лейтенанту артиллерии, что он настолько уверен в успехе проекта Маллета, что он берет на себя в качестве премьер-министра королевства всю ответственность за его выполнение.
Только тогда Комитет по артиллерии организовал тендер на выполнение проекта. 7 мая 1855 года компания «Темза Айрон уокс» из Блэкуэлла, где строились знаменитые «блэкуэлловские фрегаты» заявила, что может сделать две мортиры конструкции Маллета всего за 10 недель с момента получения заказа при стоимости 4900 фунтов стерлингов за каждую. При превышении веса в 35 т должен был взиматься штраф в размере 140 фунтов стерлингов за тонну. Предложение немедленно приняли, а на следующий день был оформлен и сам заказ.