Дело к войне? Эксперты о том, чем кончится обострение ситуации в Идлибе
27 февраля в результате авиаудара в сирийской провинции Идлиб погибло не менее 33 турецких военнослужащих. В ответ турецкое руководство сделало воинственные заявления и начало наносить удары по войскам Башара Асада. Идлибский кризис привел к резкому обострению российско-турецких отношений. «Сноб» поговорил с экспертами о том, чем грозит развитие конфликта, и о возможных выходах из ситуации.
Кирилл Семенов, руководитель Центра исламского развития Института инновационных исследований
Резкое обострение ситуации в Идлибе и развивающийся кризис в российско-турецких отношениях были если не неизбежны, то, во всяком случае, просчитываемы. В турецких войсках, поддерживающих сирийскую оппозицию в Идлибе, понимали, что по ним могут наносить авиаудары. Последнее время они активно применяли ПЗРК, чтобы обезопасить себя от угрозы с воздуха от сирийской или, возможно, российской авиации. Более того, и до вчерашнего инцидента приходили сообщения, что несколько турецких солдат, возможно, стали жертвами авиаудара. Так что вполне можно было ожидать новых инцидентов при нынешнем уровне поддержки сирийской оппозиции турецкими войсками и решимости Асада продолжать наступление.
Никто не ожидал лишь масштаба жертв, когда в результате налета погибли десятки турецких солдат. Это действительно вызвало шок в турецком обществе. И реакцией на это является не требование немедленно вывести войска, а наоборот, призыв к решительным действиям. Эрдоган вынужден жестко реагировать на эти жертвы, так как иные действия будут для него граничить с политическим самоубийством. Если Россия и Асад действительно собирались провести красную линию перед Эрдоганом, то, боюсь, они просчитались — Эрдоган теперь неизбежно ее переступит.
Не думаю при этом, что опасное обострение ситуации послужит поводом для российских военных в Сирии как-то изменить свой нынешний модус поведения. Они руководствуются принятым в верхах решением поддерживать операцию Асада «Рассвет Идлиба» и будут это делать, пока решение не будет изменено.
Почему Россия решила столь серьезно поддержать наступление режима на Идлиб, мне сказать сложно. Судя по заявлениям некоторых прокремлевских экспертов, главный смысл здесь — показать, что Россия на этом направлении сильнее Турции и поддерживает законное правительство, а потому может действовать как считает нужным, не обращая внимания на те многочисленные сигналы, которые посылает Анкара. Россия вроде бы (во всяком случае документальные подтверждения этого мне не попадались) предлагала Турции то, что считает компромиссом: оставить под контролем турецких войск приграничную полосу глубиной от 15 до 18 километров, да и то контролировать эту зону Турция могла бы совместно с российской военной полицией. Разумеется, в Турции такое предложение, если оно действительно было, расценивают как унизительную подачку и едва ли на него согласятся.