Ручьи сольются — реки
Почему китайцы осваивают Севморпуть маленькими, никому не известными судоходными компаниями и каков общий фронт активности КНР в Арктике? Рассказывает Яна Лексютина, главный научный сотрудник Института Китая и современной Азии РАН
Среди десятков соглашений о деловом сотрудничестве, подписанных на полях Петербургского международного экономического форума, обратило на себя внимание одно, напрямую связанное с перспективами развития судоходства на трассе Северного морского пути. «Росатом» и китайская судоходная компания Hainan Yangpu NewNew Shipping (HYNS) договорились об организации круглогодичной контейнерной линии между портами России и Китая через акваторию СМП. Для этого предполагается создать предприятие, которое будет проектировать и производить суда-контейнеровозы высокого ледового класса, а также управлять арктической контейнерной линией.
«Главная наша задача — построить до пяти судов арктического класса, которые позволят компании совершать работу на Севморпути уже круглогодично. Мы договорились с правительством КНР о создании подкомиссии по СМП. К августу мы определим ее состав, в октябре намерены провести первое заседание. Цель подкомиссии — выйти на 50 миллионов тонн грузов в год», — заявил специальный представитель «Росатома» по вопросам развития Арктики Владимир Панов.
В мае этого года было подписано многостороннее соглашение с участием HYNS и администрации Архангельской области об организации экспортно-импортных рейсов из Архангельского морского порта в Шанхай и обратно. В 2023 году HYNS осуществила пятью судами восемь рейсов, перевезя порядка 100 тыс. тонн грузов (грузооборот СМП — 36 млн тонн) из Калининграда, Санкт-Петербурга, Мурманска и Архангельска в Шанхай, Циндао и ряд других китайских портов.
В навигацию текущего года (с июля по октябрь) китайский перевозчик планирует совершить 10–12 рейсов из Шанхая в Архангельск по СМП. Какие именно грузы предполагается транспортировать, не сообщалось.
Конечно, объемы перевозок у китайцев пока очень скромные. Прошлогодний, первый за десять лет, рейс из Архангельска в Шанхай выполнил небольшой контейнеровоз Xin Xin Hai 1 дедвейтом 29 тыс. тонн и осадкой 7,4 м, приняв на борт 500 контейнеров с пиломатериалами. Для сравнения: океанский контейнеровоз Ever Given, в марте 2021 года неловко перекрывший Суэцкий канал, благодаря чему он стал известен всему миру, имеет дедвейт 200 тыс. тонн и берет на борт 20 124 контейнера. Недавно китайцы обзавелись двумя судами поновее и покрупнее — вместимостью 3,7 тыс. и 4,4 тыс. TEU соответственно, однако это все еще очень скромные перевозочные мощности, неразличимо малые в объеме нынешних международных морских перевозок. Но судя по договоренности с «Росатомом», теперь есть планы построить новые, более крупные суда, да еще ледового класса. Похоже, китайский перевозчик заходит на СМП всерьез и надолго.
Что стоит за активностью китайского бизнеса в арктических широтах? Каковы перспективы Севморпути как международной трассы? Эти вопросы с «Моноклем» согласилась обсудить Яна Лексютина, главный научный сотрудник Института Китая и современной Азии РАН.
— Как вы оцениваете активность HYNS на СМП? Маленький частный морской перевозчик, копеечные объемы. Наверняка проект в моменте убыточный. Какова мотивация китайцев?
— То, что с китайской стороны взят маленький морской перевозчик, объясняется стремлением Пекина хеджировать для себя риски вторичных санкций. Крупные китайские компании, имеющие внушительный международный бизнес и международный охват, не пойдут на такие риски. Поэтому стоит в целом ожидать изменения модели российско-китайского взаимодействия в вопросах развития СМП. На смену крупным китайским компаниям типа COSCO будут приходить совсем маленькие компании.