Мамору Хосода и его аниме

Мир ФантастикиСобытия

Юность, семья и время

Мамору Хосода и его аниме

Текст: Дарья Беленкова

Фото: Dick Thomas Johnson

Каждый многообещающий японский режиссёр, который снимает глубокие и красивые полнометражные работы, хоть раз получал в прессе звание «нового Миядзаки». Не избежал этого и Мамору Хосода — режиссёр «Девочки, покорившей время», «Летних войн» и «Волчьих детей». Но честно ли это по отношению к нему? Не совсем. Попытки угнаться за Миядзаки действительно привели его в аниме, но принесли ему больше бед, чем успехов. А по-настоящему его талант раскрылся, когда он стал самим собой. В конце 2018 года в российский прокат выходит сразу две работы Мамору Хосоды — новая, «Мирай из будущего», и запоздавшее на три года «Дитя чудовища». Самое время познакомиться с творцом историй про юность, семью и течение времени.

Кто вы, Хосода-сан?

Будущий режиссёр родился в 1967 году почти что в деревне — в небольшом посёлке в префектуре Тояма на острове Хонсю. Юный Мамору с детства грезил кино и ещё в начальной школе написал в дневнике, что «вырастет и станет режиссёром аниме». Когда ему исполнилось 12 лет, на экраны вышла дебютная работа Хаяо Миядзаки «Замок Калиостро», которая его поразила. После этого он записался в кружок рисования и пробовал снимать любительские мультфильмы на 8-миллиметровую плёнку. С тех пор основатель студии Ghibli незримой громадой присутствовал в жизни Мамору.

Пасторальные пейзажи из «Волчьих детей» и «Летних войн» выдают в Хосоде сельского жителя

После школы Хосода поступил на факультет живописи в Колледж искусств. Окончив его, он (неожиданно, правда?) попытался устроиться в студию Ghibli – но получил отказ. И не от кого-нибудь, а от самого Миядзаки. Письмо гласило: «Мы не можем сейчас взять вас на работу, потому что это пойдёт в ущерб вашему таланту. Пока вам лучше развивать свой дар самостоятельно в другом месте».

Сложно сказать, были ли эти строки простым жестом вежливости или мэтр и вправду что-то разглядел в незаурядном новичке. Но, так или иначе, они стали пророческими. В 1991 году Мамору Хосода начал собственный путь в индустрии — в студии Toei Animation.

Работа на «фабрике аниме» и неснятый «Ходячий замок»

Разговор о творчестве Хосоды часто начинают сразу с его коронных хитов. Пятнадцать лет жизни режиссёра просто упускают, как будто их не было. А между тем в это время закладывались основные принципы его творчества, оформлялся стиль, находились темы, которые затем прошли светящейся нитью через все фильмы Хосоды.

Toei Animation – одна из крупнейших и старейших студий Японии. Этот гигант делает и сериалы для взрослых, но специализируется на продуктах для детей. Работа над известными сериалами Dragon Ball Z , Sailor Moon и Digimon помогла Хосоде уяснить правила семейного кино: оно должно хорошо развлекать и быть волшебным. Кроме того, хотя на «фабрике аниме» было налажено потоковое производство, руководство Toei считало, что по-настоящему нравиться зрителям могут только проекты, в которых видна индивидуальность создателя. Этими принципами Хосода будет руководствоваться во всех своих фильмах, и это со временем принесёт ему успех. Но не сразу.

Первым полнометражным фильмом в карьере Хосоды значится Digimon: The Movie — о детях, спасающих планету, и о противостоянии виртуальной реальности и нашего мира. На самом деле Мамору снял два короткометражных фильма, а продюсеры решили склеить из них и ещё одной короткометражки полный метр. Этот фильм сейчас вспоминают только как неудачную попытку продвинуть франшизу Digimon на Западе. Digimon: The Movie разгромили в прессе за бессвязный сюжет (ещё бы, это же три разных фильма!), его высмеял сам Ностальгирующий критик. Все отмечали только один плюс: анимацию, которой в основном и занимался Хосода. Поэтому, несмотря на неудачу, фильм заставил обратить внимание на талант Хосоды – ему стали поручать более крупные и важные проекты.

Сюжет у злополучного «Дигимона» бессвязный, но анимация уже выдаёт будущего мастера

В начале 2000-х Мамору получил заветное приглашение от Ghibli — ни много ни мало снимать «Ходячий замок» по книге Дианы Уинн Джонс! Он взялся за работу… и студия мечты опять его отвергла. Раскадровка Хосоды крайне не понравилась режиссёру анимации Кацуе Кондо. Он посчитал, что рисунок Мамору не соответствует устоявшемуся стилю студии. Хосода вынужден был уйти, а фильм в итоге поставил всё тот же Миядзаки. В Сети сохранилось мало материалов, но можно точно сказать, что, останься Хосода в проекте, мы бы увидели совершенно другой «Ходячий замок».

Раскадровка «Ходячего замка», которая стоила Хосоде работы в Ghibli. Возможно, и к лучшему

Отказ Ghibli стал для Мамору настоящим ударом. Он думал, что никогда больше не сможет снимать полнометражные мультфильмы, и собирался завязать с аниме. Тем не менее он вернулся в Toei и начал работу над Ojamajo Doremi Dokkaan! – сериалом для девочек про юных ведьмочек. Поздние эпизоды сериала стали для Хосоды своеобразной самотерапией – героиня радикально меняет свою жизнь, отказываясь от навязываемой судьбы в поисках чего-то нового. Этот сюжет позже появится почти во всех больших работах Мамору и поможет ему нащупать свой собственный путь.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Нетипичная супергероика Нетипичная супергероика

6 комиксов, которые переосмыслили жанр

Мир Фантастики
Люси и Люк Мейер рассказывают о своей работе в Jil Sander Люси и Люк Мейер рассказывают о своей работе в Jil Sander

Не просто модный минимализм, а целая жизненная философия

Vogue
Что там у «Сидаба»? Что там у «Сидаба»?

Сериалы The CW по DC в 2018 году: от лучшего к худшему

Мир Фантастики
«В потреблении мы недалеко ушли от обезьян» «В потреблении мы недалеко ушли от обезьян»

Как связаны экономика и нейробиология

Огонёк
По всем фронтам. Как остаться профессионалом во время декрета По всем фронтам. Как остаться профессионалом во время декрета

После декретного отпуска женщина оказывается между двух огней

Forbes
Дина Рубина: «Третий том должен быть просто триллером» Дина Рубина: «Третий том должен быть просто триллером»

Интервью Дины Рубиной о романе «Рябиновый клин» и писательской безнравственности

Forbes
Октябрь восемнадцатого Октябрь восемнадцатого

Русский авангард: сто и один год после революции

Forbes
Буквы и цифра. Как технологии меняют жизнь школьников Буквы и цифра. Как технологии меняют жизнь школьников

Буквы и цифра. Как технологии меняют жизнь школьников

Forbes
5 книг про авиацию 5 книг про авиацию

5 книг про самолеты, ракеты, дирижабли

Популярная механика
Не спешите расставаться с мужем Не спешите расставаться с мужем

Разочарованной женщине единственным выходом часто кажется разрыв с партнером

Psychologies
Память места Память места

Старинная квартира XIX века вернула своё великолепие и былой блеск

SALON-Interior
Как ухаживать за кожей после 25 лет Как ухаживать за кожей после 25 лет

Терапевтические меры косметологических клиник могут повернуть время вспять

GQ
Как Пол Сарридж возрождает Roberto Cavalli Как Пол Сарридж возрождает Roberto Cavalli

Пол Сарридж: Я уважаю и поддерживаю современных женщин в борьбе за их права

Vogue
7 беспроигрышных фильмов и сериалов, которые можно посмотреть с девушкой 7 беспроигрышных фильмов и сериалов, которые можно посмотреть с девушкой

Наверняка ты не раз спорил с девушкой, какой фильм вы посмотрите вечером

Playboy
Превратности климата. Станет ли Севморпуть новым Суэцким каналом Превратности климата. Станет ли Севморпуть новым Суэцким каналом

Превратности климата. Станет ли Севморпуть новым Суэцким каналом

Forbes
Цензура и прочие прелести немецкого игростроя Цензура и прочие прелести немецкого игростроя

Цензура и прочие прелести немецкого игростроя

Игромания
Русские горки Русские горки

Яна Рудковская построила гостевой дом и расставила свою коллекцию антиквариата

Tatler
Лев Толстой как зеркало русской мизогинии или, Почему место женщин у плиты Лев Толстой как зеркало русской мизогинии или, Почему место женщин у плиты

Лев Николаевич Толстой - мизогин?

Cosmopolitan
Toyota Land Cruiser Prado: практически идеально? Toyota Land Cruiser Prado: практически идеально?

Toyota Land Cruiser Prado: практически идеально?

Maxim
Не загружается Windows? Практические советы, как все починить Не загружается Windows? Практические советы, как все починить

Как восстановить загрузку операционной системы

CHIP
Про спорт Про спорт

Чем удивила спортивная индустрия этой осенью

OK!
«Многие пытаются угрожать судами. Но часто звонят, чтобы сказать спасибо» «Многие пытаются угрожать судами. Но часто звонят, чтобы сказать спасибо»

Интервью с автором и ведущим проекта «НашПотребНадзор» на НТВ

Cosmopolitan
«Я работаю в месте, которое создает смыслы и ценности»: Андрей Шаронов о свободе и новых элитах «Я работаю в месте, которое создает смыслы и ценности»: Андрей Шаронов о свободе и новых элитах

Президент «Сколково» рассказал о своей ценностной эволюции

Forbes
А принесите то, которое самое норм! Как дегустировать вино и не опозориться А принесите то, которое самое норм! Как дегустировать вино и не опозориться

Мы рассказываем, как надо пробовать вино и зачем вести себя, как сноб

Playboy
«Россия — как разборчивая невеста» «Россия — как разборчивая невеста»

Почему «дедолларизация» нашей экономике не грозит

Огонёк
На экраны выходит обворожительная криминальная комедия: «Мир принадлежит тебе» На экраны выходит обворожительная криминальная комедия: «Мир принадлежит тебе»

За полтора часа французы доказали, что умеют лучше Голливуда

Maxim
Пять полезных сладостей Пять полезных сладостей

Какие полезные вкусности стоит включить в привычный рацион

Psychologies
Двое в голубом океане Двое в голубом океане

Как квантовый компьютер и искусственный интеллект помогут друг другу

Forbes
Когда Россия увидит себя Когда Россия увидит себя

Почему в отечественном кино так мало историй про нашу жизнь

Русский репортер
Как легендарный streetstyle-фотограф Билл Каннингем повлиял на моду Как легендарный streetstyle-фотограф Билл Каннингем повлиял на моду

Как легендарный streetstyle-фотограф Билл Каннингем повлиял на моду

Vogue
Открыть в приложении