Прототанки-2
А вот и продолжение галереи нерожденных монстров танкостроения!
Ко Второй мировой войне мир подошел с пониманием важности и нужности бронетанковой техники. Итальянская «доктрина Дуэ» предполагала уничтожить противника почти исключительно бомбами неисчислимых авиационных армад, но подобные утопические теории рождались и в умах советских военных. Например, начальник Штаба РККА Михаил Тухачевский в декабре 1927 года на полном серьезе предлагал И. В. Сталину построить для армии в течение одного только 1928 года 50–100 тысяч танков. Его совершенно не смущало, что в то время единственным типом танка в СССР был МС-1 (Т-18) – советская копия французского танка Первой мировой войны, и что для выполнения такой идиотической программы пришлось бы всю промышленность Страны Советов на годик прикрыть, переориентировав только на производство этой рухляди. Но Сталин подумал и решил не спешить с воплощением этих идей. А их, этих идей, хватало с избытком.
Танки господина Гротте
Со второй половины 1920-х годов и до прихода к власти Гитлера в 1933 году СССР довольно активно сотрудничал с Германией в военной сфере. Работа велась по многим направлениям, одним из которых было непосредственное участие немецких инженеров в создании военной техники для нашей страны. Одним из приехавших из Германии конструкторов был Эдвард Гротте. Дипломированным танкостроителем господин Гротте не был, но тем не менее у нас он вел несколько проектов танков, одним из которых был так называемый «танк прорыва» (вражеской обороны, естественно) – тяжелая машина с толстой броней, защищавшей танк от артиллерийских снарядов.
После среднего танка ТГ-1 массой 25 тонн, который был по конструкции весьма новаторским, но слишком сложным для отечественной промышленности, Гротте в 1933 году предложил проект 100-тонного танка (Т-42), но останавливаться на достигнутом не стал. 5 марта 1933 года в адрес уже тогда заместителя наркома по военным и морским делам Тухачевского пришло письмо от Гротте (оно начиналось обращением «Уважаемый товарищ Духачевский!»). В письме инженер предлагал построить ТГ-5 – уже 1000-тонный танк-крепость! (Для справки: масса современных танков обычно составляет порядка 50 тонн.) На чудовищного монстра предполагалось взгромоздить аж шесть башен, причем основное вооружение предполагалось калибра 305 мм – это главный калибр крейсера. Кроме этих двух пушек должны были быть еще башни со спаренными 152-мм орудиями, а по бортам располагались бы две башни с пушками калибра 76 мм. Ну и еще одна башня прикрывала корму – там всего-то спаренные 45-мм орудия. Гротте рассчитал массу танка и удельное давление на грунт, так что гусеницы должны были быть тройные.
К счастью, в 1933 году конструктор Гротте вернулся в Германию, чтобы послужить «фюреру и отечеству». Ну и послужил. На его чертежной доске родились проекты чудовищных танков: проект предложенного Гитлеру в июне 1942 года тысячетонного P.1000 Ratte («Крыса») с башенной установкой 283-миллиметровых корабельных артиллерийских орудий того же типа, что и на линейных крейсерах типа «Шарнхорст», а ближе к концу войны – проект самоходной установки Landkreuzer P.1500 Monster с 807-мм пушкой «Дора» и массой уже в полторы тысячи тонн.
Конечно, даже под руководством Гитлера (который, кстати, и заказывал эти проекты) никто не стал их воплощать в жизнь, тему под разными предлогами тихонько динамили промышленность и военные. Им было ясно, что, помимо технико-экономических проблем, такие боевые машины невозможно было бы доставить к месту применения, а если бы даже каким-то чудом и удалось решить эту неординарную задачу, то жизнь «монстров» на фронте была бы яркой, но недолгой: от артиллерии 400-мм броня танков Гротте была надежной защитой, но авиационные бомбы быстро поставили бы точку в боевом применении огромных, неповоротливых машин. Предназначенные для P.1000 корабельные башни от поврежденного линкора «Гнейзенау» нашли применение в фортах береговой обороны. Одна из них и поныне жива, находится на превращенной в музей бывшей немецкой батарее «Ёрландет» возле города Тронхейм в Норвегии.