Спортивная журналистка Мария Командная вошла в шорт-лист в неожиданном качестве

ForbesБизнес

Мария Командная — Forbes: «Я поняла, что предпринимательство — это тот же спорт»

Юлия Варшавская, Мария Сербина

Мария Командная в ювелирных украшениях от компании Mercury (Фото DR)

Спортивная журналистка Мария Командная вошла в шорт-лист премии Forbes Woman Mercury Awards в неожиданном и новом качестве — как основательница бренда косметики Superbanka. В интервью главному редактору Forbes Woman Юлии Варшавской Мария рассказала, как она прошла путь от девочки из Красногорска, которая мечтала о карьере в журналистике, до ведущей американского телеканала Fox Sports во время чемпионата мира по футболу в 2018 году, а затем серьезно выгорела — и заново нашла себя уже как предпринимательница.

Мария Командная — спортивная журналистка, телеведущая, а с лета 2022 года — предпринимательница и основательница бренда косметики Superbanka. Командная начинала свою карьеру на телеканале «НТВ+Спорт», куда ее взял на стажировку спортивный комментатор Василий Уткин. В последующие годы Мария была ведущей программы «Чего хотят женщины» на «Радио Спорт», ток-шоу «90-60-90» на телеканале «Россия-2», а затем попала на телеканал «Дождь» (признан в России СМИ-иноагентом), где она несколько лет вела «Спорт на «Дожде», выступая там и продюсером, и ведущей, и автором программы одновременно. Побывала в качестве журналиста на трех Олимпийских играх. Следующим этапом карьеры Командной стала работа на «Матч ТВ», а параллельно она создавала сайт о здоровом образе жизни The-Challenger.ru. В 2017 году во время Кубка конфедераций Командная стала единственной российской ведущей, которой предложили работу на канале FOX Sports в Лос-Анджелесе. Во время ЧМ по футболу в 2018 году она вела трансляции из России, рассказывая мировой аудитории о том, как проходит главное спортивное соревнование в мире, в том числе вела жеребьевку ЧМ, стоя на одной сцене с Марадоной в Кремле. В 2019 году вошла в список «30 до 30» по версии Forbes.

Добившись успеха в одной из самых закрытых для женщин сфер журналистики, Командная осознала, что совершенно выгорела, у нее начались проблемы со здоровьем. Тогда она взяла паузу в работе, занималась подкастами — и спустя некоторое время вложила все заработанные за карьеру в спортивной журналистике средства (около 3,5 млн рублей) в создание собственного бренда косметики Superbanka. Меньше чем через год уже в новом качестве она вошла в шорт-лист премии Forbes Woman Mercury Awards (в том числе и за многолетний вклад в поддержку женщин в спорте), а затем получила премию от издания Marie Claire — Prix d’Excellence de la Beauté.

В интервью Forbes Woman Мария Командная рассказала о том, почему в спортивной журналистике ценят девушек, которые умеют молчать и красиво улыбаться, чем предпринимательство отличается от работы в медиа и как спорт дал возможность женщинам говорить о своих правах.

Мария Командная в ювелирных украшениях от компании Mercury (Фото DR)

— Кем вы себя сегодня ощущаете в большей степени: предпринимательницей или журналисткой? Как эти две роли уживаются?

— Долгое время я ощущала себя спортивной журналисткой и телеведущей, несмотря на то что уже несколько лет этим не занималась. Даже когда я запустила бренд Superbanka, я представлялась новым знакомым примерно так: «Привет, сейчас я делаю косметику, но вообще-то я спортивный журналист и телеведущая». Но несколько месяцев назад я поймала себя на мысли, что теперь отвечаю: «Я основательница косметического бренда Superbanka» — и точка. Приятно, что это изменение произошло органично, само собой. На самом деле журналистское прошлое тормозило меня, мешало развиваться и идти вперед. Сейчас у меня есть четкое самоопределение: я предпринимательница, и я чертовски этим горжусь. Правда, тут надо добавить, что я очень плохая предпринимательница.

— В чем это выражается?

— Хорошие предприниматели все-таки больше ориентируются на бизнес-показатели, я же этому только учусь. Мне важнее, что конкретно я делаю, какой продукт, какого качества, чем то, сколько на этом можно было бы заработать. Условно: можно чуть снизить качество продукта, уменьшить его себестоимость, увеличить таким образом прибыль, но для меня это недопустимо. Моя стратегия в том, чтобы делать максимально качественный продукт, и я уверена, что так я найду своего клиента. Я надеюсь, что так тоже можно построить успешный бизнес, возможно, это займет гораздо больше времени, потребует больше сил, но это тот путь, который я выбираю. В конце концов, когда я делала карьеру спортивного журналиста и телеведущей, я тоже не фокусировалась на том, сколько могу заработать, мне просто хотелось делать свою работу хорошо, стать профессионалом, чего-то добиться. И в целом деньги, заработанные в этой сфере, позволили мне сначала уйти в саббатикал, а потом и запустить свой бренд. Я же не привлекала инвесторов — просто искала возможности, где я могу сэкономить, а где нет.

Знаю, что многие основатели привлекают большие агентства, я же приняла решение: все, что могу, буду делать сама, и единственное, на чем не буду экономить, — это качество наших продуктов и ингредиенты. В целом я придерживаюсь такого принципа до сих пор. У меня бывают созвоны, на которых меня спрашивают, когда к нашей встрече подключится продажник, маркетолог, директор по развитию и далее по списку. Я говорю: «Ой, а у меня их нет, я пока все придумываю сама, давайте и сейчас что-нибудь классное придумаем». И ведь пока получается, но думаю — именно пока. Когда бренд вырастет, я не смогу в одиночку закрывать все эти позиции.

Недавно, например, я пришла к тому, что мне нужен финансовый консультант. Если честно, все траты до этого я совершала буквально «наобум». То есть я просто чувствовала, что сейчас, допустим, могу позволить себе докупить какие-то ингредиенты или потратить деньги на съемку, и делала это. Но когда мы с консультантом сделали все расчеты, составили помесячные отчеты о прибылях и убытках, я увидела, в каком состоянии действительно находится мой бизнес, и некоторые планы пришлось поставить на паузу. Да, не было ни одного месяца, в котором мы бы показывали убыток, и этому надо радоваться! Но я расстраиваюсь, потому что хочу расти быстрее, а пока оборотного капитала не хватает. На запуск новых средств, на рекламу и продвижение нужен бюджет, которого у меня пока нет. Ну и каждый день я испытываю жуткий синдром самозванца. Например, когда я пришла на премию Forbes Woman Mercury Awards, я думала о том, что не достойна быть там.

— Почему?

— Потому что мы запустились только 4 июля 2022 года. Мы совсем маленькие, и тут бац — премия. Хотя уже тогда я знала, что мы выиграли Marie Claire Prix d’Excellence de la Beauté — эту премию называют косметическим «Оскаром». Наверное, это какое-никакое достижение, что о нас постоянно говорят, отзывы на нашу косметику просто отличные, а с самого первого дня мой бизнес не только самоокупается, но и немного зарабатывает. Но все, что мы зарабатываем, мы инвестируем в развитие. И все же я перфекционист и считаю, что можно еще лучше. Плюс я бы хотела, чтобы мой бизнес имел и какую-то социальную роль, может, работал с каким-то благотворительным фондом. Но пока мы очень маленькие, и это все мечты.

— Обычно для предпринимателей главная проблема — построить личный бренд, потому что сегодня любому современному бизнесу нужно «лицо». А у вас получилось наоборот: есть очень мощный личный бренд, который при этом почти не ассоциируется с косметикой. В итоге ваш бэкграунд вам помогает или мешает?

— Глупо отрицать, что у меня есть личный бренд, ведь я знаю огромное количество журналистов, в том числе и в сфере лайфстайла, не только в спорте. Говорят, твой социальный капитал — это количество контактов, которое есть в твоей записной книжке. Конечно, в моей книжке много известных людей, хотя большинство из них все-таки спортсмены. И когда я запускала бренд, я думала, что кто-то из них обязательно станет его лицом. Но получилось не совсем так, как я задумывала. Мы — косметика для людей, которые ведут активный образ жизни и у которых нет времени заморачиваться на многоэтапные системы ухода.

— Еще у вас есть личный бренд с точки зрения публичности и действительно большой аудитории в социальных сетях. Она конвертируется в потенциальных клиентов вашего бизнеса?

— Отчасти. Но, во-первых, эта аудитория никак не коррелирует с тем, чем я занимаюсь сейчас. Во-вторых, честно говоря, на ведение соцсетей нужен определенный ресурс, которого у меня сейчас вообще нет. Как и все, я остро ощущаю, что мы живем в очень сложное время, когда происходят тектонические сдвиги, и как раньше больше не будет. Как сейчас вести соцсети и при этом быть уместным — честно говоря, я ума не приложу. Так что есть настроение — я могу что-то написать, нет настроения — не пишу. Конечно, можно было бы начать качать личный бренд именно как предпринимателя, делиться историями из своей повседневной жизни, сделать контент-план, но это еще одна работа, а мне пока своей хватает.

Да, в последние годы меня часто идентифицировали как блогера, но никто особо не знал, что я задумала бренд косметики и пошла учиться. И да, когда была жеребьевка чемпионата мира, число моих подписчиков в Instagram (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена) перевалило за 100 000 (половина из них с тех пор отвалилась, так как я перестала поддерживать былую активность). Тем не менее себя я никогда не считала блогером. Я всегда была журналистом, и люди подписывались на меня потому, что сегодня у меня в сториз был Леша Ягудин и рассказывал про чемпионат мира по фигурному катанию, а завтра — Женя Медведева, послезавтра — Марат Сафин и так далее. В центре повествования была не я, не подробности моей личной жизни. Хотя она как у спортивного журналиста была чертовски интересная: я побывала на трех Олимпийских играх, была в самых разных командировках и с кем из спортсменов только не общалась — брала интервью у хоккеистов Овечкина в Вашингтоне и Дацюка — в Детройте.

Фото: из личного архива

— Но, кажется, все-таки проще раскрутить новый проект, когда у вас 50 000 подписчиков, а не 50. Кроме того, такие коллаборации, как с «Динамо», не могли бы появиться без вашего спортивного прошлого.

— Да, безусловно, проще. И спорт — это часть меня, я очень его люблю. Не себя в спорте, а спорт в себе. Если вы обратите внимание на паттерны, которые мы используем на наших упаковках, то увидите там и футбольное поле, и беговую дорожку. Это такой оммаж моему прошлому спортивного журналиста. И наши преимущества — универсальность, стойкость — они же про спорт и активный образ жизни.

Но моя медийность все-таки никак не связана именно с индустрией красоты. Многие подписчики (а это в основном мужчины) вообще от меня отписались, потому что привыкли видеть у меня спортивный контент и то, как я делаю прогноз на финал Лиги чемпионов, а не рассказываю что-то про зеленую помаду и красоту. Но ведь спорт — это тоже про красоту. Про красоту человеческого тела и подвига, потому что любой профессиональный спортсмен на постоянной основе совершает подвиги.

Еще лет 10 назад я сформулировала для себя сверхцель, хотя тогда я толком не знала о существовании такого термина. Свою задачу я видела в том, чтобы заинтересовать спортом тех людей, кто спортом не интересуется. И, действительно, много людей подходили ко мне на улицах, когда я вела спортивные программы на «России-2» и на «Матч ТВ», говорили: «Слушайте, мне вообще было неинтересно следить за футболом, но вы так прикольно о нем рассказываете, что я втянулся (или втянулась)». Мне было ужасно приятно, ведь спорт и футбол в частности — это отражение нашей жизни, общества, в котором мы живем. Еще я всегда думала о том, что если у человека плохое настроение, то он включит телевизор, увидит меня, я расскажу ему что-нибудь классное, интересное, и хотя бы на мгновение он улыбнется, может, забудет о своих проблемах. Поэтому я всегда очень любила то, чем занималась.

С косметикой, на самом деле, похожая история. Когда я беру в руки нашу зеленую или синюю помаду, которую мы создали в коллаборации с «Динамо», думаю о том, что помада — это праздник, который всегда с тобой. Мне так нравится ощущение, которое косметика дарит людям: ты становишься здоровее и красивее в собственных глазах. Ты чувствуешь себя по-другому. И я могу как-то подарить это ощущение человеку? Это же просто вау!

— Вы сказали, что спорт — это про достижения или красоту, и с этим не поспоришь. Но, кажется, в последние годы спорт стал еще и «полем», где решаются очень важные социальные вопросы. Он стал лакмусовой бумажкой всех социальных проблем, которые сейчас стоят перед всем миром, включая расовые, гендерные и экономические. И вы как журналистка тоже системно занимались и занимаетесь поддержкой женщин в спорте. Как этот аспект появился в вашей жизни и работе?

— Когда-то я вела мероприятие — встречу поклонников фигуристки Жени Медведевой. Тайминг был нарушен, мы ничего не успевали, и Жене нужно было срочно уезжать на съемку на Первый канал, так что она заехала буквально на 15 минут. Женя уехала, а толпа молодых прекрасных девушек, в основном от 12 до 18 лет, пошла ко мне. Оказалось, что они меня знают и следят за мной, многие мечтают тоже работать в спорте, как я. Для меня это был шок. Но это был тот самый момент, когда я ощутила импакт своей работы для женщин. Осознала, что все это я сделала не только для себя или своей карьеры, но и для огромного количества девочек, которые поняли: если вам нравится спорт, вы можете в нем состояться. Я мечтаю когда-нибудь запустить проект, основанный на поддержке женского лидерства и женского предпринимательства, потому что верю, что силы женщины безграничны. Не знаю, откуда пошло выражение «слабый пол».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Слишком позитивно: почему идея всегда быть в ресурсе не работает в реальной жизни Слишком позитивно: почему идея всегда быть в ресурсе не работает в реальной жизни

Как миф о «ресурсе» создает неоправданные ожидания и двойные стандарты

Forbes
Селфи на фоне книг: как женщины заявляли о себе с помощью портретов Селфи на фоне книг: как женщины заявляли о себе с помощью портретов

Отрывок из «Записок библиофила» Эммы Смит — о женщинах и их любви к книгам

Forbes
Быть в тренде: чего хотят люди и как на этом заработать Быть в тренде: чего хотят люди и как на этом заработать

Что сейчас модно и как бизнес может этим воспользоваться?

Inc.
Как перестать опаздывать? Как перестать опаздывать?

«Синдром опаздывания»: почему он возникает и что с этим делать?

Psychologies
Страсть, близость и обязательства: что такое любовь Страсть, близость и обязательства: что такое любовь

Что такое любовь с точки зрения психологии и что под любовью подразумевают люди?

Forbes
Ольга Лапшина: «Обожаю во время работы влюбляться в режиссера» Ольга Лапшина: «Обожаю во время работы влюбляться в режиссера»

Она согласна сыграть даже голос за дверью, если ее зовут друзья...

Караван историй
Почему негативные эмоции и поступки невозможно скрыть — ни от себя, ни от окружающих Почему негативные эмоции и поступки невозможно скрыть — ни от себя, ни от окружающих

Люди в большинстве своем считывают то, как мы относимся к ним

Psychologies
Почему болит голова: причины, симптомы и лечение Почему болит голова: причины, симптомы и лечение

Причин головной боли множество, и некоторые из них требуют обращения к врачу

ТехИнсайдер
Зачем на самом деле была построена Великая Китайская стена? Зачем на самом деле была построена Великая Китайская стена?

Интересная и загадочная история Великой Китайской стены

Maxim
12 лучших современных черно-белых фильмов 12 лучших современных черно-белых фильмов

Монохромная гамма еще не ушла из кинематографа

Maxim
Акулы-молоты задержали дыхание ради сохранения тепла на глубине Акулы-молоты задержали дыхание ради сохранения тепла на глубине

Акулы-молоты закрыли жаберные щели, чтобы тепло не уходило через жабры

N+1
Ученые покопались в архивах музея и нашли неопознанные останки Ученые покопались в архивах музея и нашли неопознанные останки

Сотрудники музея обнаружили в архивах останки плиозавра

ТехИнсайдер
Небо вам в клеточку, а не в алмазах Небо вам в клеточку, а не в алмазах

Стратегический вызов для отрасли — расширение сегмента искусственных алмазов

Эксперт
Как гражданину России разблокировать активы в Credit Suisse Как гражданину России разблокировать активы в Credit Suisse

На этапе нашей работы с банком Credit Suisse мы выбрали стратегию защиты клиента

Forbes
Арахисовый пластырь вылечил детей от аллергии Арахисовый пластырь вылечил детей от аллергии

Пластырь с арахисовым антигеном снижает чувствительность к арахису у детей

N+1
«Общество поглощения: Человечество в поисках еды» «Общество поглощения: Человечество в поисках еды»

Как сельское хозяйство породило войны, болезни и рабство

N+1
Пять болевых точек российских финансов: что тревожит ЦБ и аналитиков Пять болевых точек российских финансов: что тревожит ЦБ и аналитиков

Банк России назвал пять главных уязвимостей финансового сектора России

Forbes
Настроим фокус. Неожиданные причины ухудшения зрения (и как связана близорукость с плоскостопием) Настроим фокус. Неожиданные причины ухудшения зрения (и как связана близорукость с плоскостопием)

Приобретенная близорукость влияет не только на нашу способность видеть

Лиза
Рынку ГКО — 30 лет Рынку ГКО — 30 лет

Как внутренний долг менял российскую финансовую систему

Деньги
Глобальное потепление сказалось даже на рыбах! Узнайте как они изменились Глобальное потепление сказалось даже на рыбах! Узнайте как они изменились

Вот что нужно знать о влиянии климатического кризиса на размеры рыб

ТехИнсайдер
«Брат по духу номер один»: как певец Джеймс Браун прошел путь от мелкого воришки до суперзвезды соула «Брат по духу номер один»: как певец Джеймс Браун прошел путь от мелкого воришки до суперзвезды соула

Как Джеймс Браун стал кумиром для многомиллионной аудитории

Вокруг света
Остроумные, меткие и мудрые мысли Омара Хайяма, которые стыдно не знать Остроумные, меткие и мудрые мысли Омара Хайяма, которые стыдно не знать

Эти мысли Омара Хайяма просто стыдно не знать, мы выбрали их из тысячи

Maxim
Что происходит с телом, когда мы пропускаем приемы пищи Что происходит с телом, когда мы пропускаем приемы пищи

Как организм реагирует на пропущенный прием пищи психически и физически

ТехИнсайдер
Солнце Солнце

«Солнце не только великий созидатель, но и великий разрушитель»

Здоровье
Как правильно оплатить парковку в Москве и обойтись без штрафов. Советы Как правильно оплатить парковку в Москве и обойтись без штрафов. Советы

Как работают платные парковки в Москве, какие есть способы оплаты и льготы

РБК
Только для своих: как и почему изменилось восприятие дома Только для своих: как и почему изменилось восприятие дома

Что на самом деле говорят о нас тенденции в обустройстве дома?

Psychologies
Как перестать довольствоваться малым: 5 способов начать получать удовольствие от жизни Как перестать довольствоваться малым: 5 способов начать получать удовольствие от жизни

Пять способов, которые помогут сохранить веру в свои силы

Psychologies
Гонка за орбитальный кинематограф: съемка фильма Гонка за орбитальный кинематограф: съемка фильма

Россия первой в мире сняла на орбите художественный фильм. Но зачем?

ТехИнсайдер
Действительно ли слоны боятся мышей? Действительно ли слоны боятся мышей?

Действительно ли мышка может напугать слона?

ТехИнсайдер
«Я российский художник и горжусь этим». Чем известен Валентин Юдашкин «Я российский художник и горжусь этим». Чем известен Валентин Юдашкин

Чем запомнился модельер Валентин Юдашкин?

СНОБ
Открыть в приложении