Маленькие дети использовали оба полушария для понимания речи
![](https://cs.kiozk.ru/content/article/awu/at3/zvt/eyfd5chn0f9i4ohtcjzgaax/ejcrpp.jpg?v=1&temp_url_sig=ib61GYKPKb4vPbQj3kbLZg&temp_url_expires=1739823558)
Для понимания речи здоровые дети используют оба полушария мозга, но по мере взросления роль правого постепенно снижается, а вот активность левого — не меняется, и оно занимает доминирующую позицию. Возможно, именно равнозначность работы двух полушарий позволяет детям легче восстанавливаться после черепно-мозговых травм, в ходе которых происходит задержка или потеря речи. К таким выводам пришли неврологи, которые с помощью фМРТ изучали активность мозга при восприятии речи 39 детей и 14 взрослых. Статья опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Долгое время считалось, что левое полушарие с раннего детства играет ведущую роль в понимании смысла речи, а правое с момента освоения языка начинает специализироваться на несмысловой стороне: просодии, интонации, соотнесении с личным опытом и прочих внеязыковых компонентах. Иная картина наблюдается в клинической практике: травма в любом полушарии в раннем возрасте и последующая гемисферэктомия — полное или частичное удаление одного из полушарий — приводят к задержке, устойчивому нарушению (афазии) или полной потере речи. Поэтому ученые предполагают, что доминирование левого полушария при восприятии речи формируется постепенно в процессе развития и закрепляется гораздо позже, чем в период обучения языку в раннем возрасте. Роль же правого полушария не ясна.