Лечение по ОМС
На что мы имеем право, обращаясь за медицинской помощью по полису ОМС? Отвечаем на 7 самых острых вопросов.
1
Что делать, если в медицинском учреждении заставляют платить за анализы и исследования?
В медицинских организациях, участвующих в реализации Программы ОМС, осмотры врачей, диагностические исследования, расходные материалы (например, металлоконструкции, пломбы) и лекарственные препараты при оказании медицинской помощи в условиях стационара входят в программу ОМС, платить за них не нужно. Если же в учреждении требуют плату, следует звонить страховым представителям. Они проверят, правомерен ли отказ в проведении диагностического исследования и помогут решить проблему. Если произошла форс-мажорная ситуация и пришлось что-то оплатить, нужно сохранить чеки: скорее всего, страховая организация сможет посодействовать в возмещении понесенных расходов.
2
Что делать, если записи к врачу приходится ждать много дней или к нему вообще невозможно записаться?
Время ожидания медицинской помощи – частый вопрос от застрахованных граждан. Минздрав каждый год публикует специальный документ – Программу государственных гарантий. В этом документе описаны гарантированные объемы медицинской помощи, которые гражданин может получить бесплатно. Предельные сроки ожидания там тоже обозначены: например, сроки оказания плановой медицинской помощи у терапевта, врача общей практики и участкового педиатра составляют 24 часа с момента обращения. Сроки проведения консультаций врачей-специалистов не должны превышать 14 рабочих дней со дня обращения в медицинскую организацию. Если в поликлинике отказывают в соблюдении сроков, защищать свои права можно и нужно. Контроль за качеством медицинской помощи осуществляют страховые медицинские организации. Поэтому обращаться за помощью следует туда – например, позвонив по номеру контактного центра. Обычно он указан на обороте полиса ОМС.
3
Что делать, если нет квоты на лечение?
Некоторые виды высокотехнологичной помощи не входят в Программу ОМС. Но лечение ряда заболеваний государство оплачивает за счет бюджета. Размер средств на квоты, сроки, условия и порядок их получения каждый регион определяет сам. Узнать подробнее можно на сайте регионального Минздрава.
4
Куда обращаться, чтобы получить квоту на высокотехнологичную помощь, и как ускорить этот процесс?
Как правило, получение квоты на высокотехнологичную медицинскую помощь – трудный процесс. Нужно пройти все обследования, подтвердить диагноз, предоставить пакет документов комиссии (сначала региональной, потом в конкретной больнице). Поэтому в данной ситуации помощь страхового представителя точно понадобится. Кроме того, за состоянием и продвижением пакета своих документов можно следить на ресурсе talon.rosminzdrav.ru.
Определенные виды высокотехнологичной помощи можно получить за счет средств ОМС. Для этого необходимо пройти обследование и получить направление в своей поликлинике. Для консультации по данному вопросу также можно обратиться к страховому представителю.
5
Что делать, если скорая слишком долго едет по вызову?
Скорая помощь бывает экстренной и неотложной. Экстренную оказывают в случаях, когда жизнь человека под угрозой – например, ему нужна реанимация. Поэтому срок ожидания такой помощи небольшой: 20 минут плюс региональная поправка на состояние дорог. Есть также неотложная помощь: когда напрямую жизнь человека не в опасности, но требуется срочная госпитализация. Например, при серьезной травме или резком инфекционном заболевании. Предельный срок ожидания в этом случае – 2 часа с поправкой на дорогу. Если сроки превышены, нужно связаться со страховым представителем.
6
Куда обращаться, если есть претензии к оказанной услуге?
Закон описывает множество мер для контроля за качеством и доступностью медицинской помощи. В списке этих мер – медико-экономическая экспертиза, медико-экономический контроль, экспертиза качества медпомощи. Если необходимо, чтобы независимый эксперт оценил качество оказанной помощи, нужно обратиться в свою страховую компанию или в фонд обязательного медицинского страхования.
7
Что делать, если невозможно пройти необходимое обследование – рентген, УЗИ, маммографию и т. д.
Для обследований – как инструментальных (КТ, МРТ, УЗИ, рентгенография), так и лабораторных – тоже есть свои гарантии. В любом случае сроки не должны превышать 14 календарных дней со дня назначения их лечащим врачом. Для пациентов с онкологическими заболеваниями срок ожидания медицинской помощи не должен превышать 7 рабочих дней с момента установления диагноза. При подозрении на онкологию первичный прием онколога должен быть проведен не позднее, чем через 5 календарных дней. А общие и специализированные исследования – не позднее 7 рабочих дней с момента получения направления. Если сослаться на закон не удается, нужно связаться со страховым представителем. Он примет обращение и оперативно свяжется с медицинской организацией для решения вопроса. Кроме того, если поликлиника в целом не устраивает или перегружена, пациент имеет право прикрепиться к любой другой в своем регионе. Правда, не чаще 1 раза в год.
Фото: Burda Media; ShutterStock/Fotodom.ru; Aleksandr Ugorenkov/stock.adobe.com; New Africa/stock.adobe.com; ShutterStock/Fotodom.ru
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl