Личинки одиночных ос съели собственных братьев и сестер
Личинки одиночных роющих ос Isodontia harmandi оказались каннибалами. Если оса-мать запасла в гнезде слишком мало добычи или отложила слишком много яиц, ее дети начинают поедать братьев и сестер. В результате численность выводка уменьшается примерно наполовину, что позволяет справиться с нехваткой корма. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала PLoS ONE.
Некоторые животные производят больше потомства, чем могут прокормить. Решить эту проблему позволяет механизм, известный как сокращение выводка. Например, родители могут съесть часть яиц или детенышей (подробнее о таких случаях читайте в нашем материале «Сжевать и не переживать»). В других случаях молодые особи жестко конкурируют между собой, в результате чего самые слабые из них гибнут от голода — или же их убивают братья и сестры. Кроме того, иногда старшие детеныши съедают младших сиблингов. Такое происходит, в частности, у сов в годы, когда добычи мало. Похожие примеры известны у амфибий и насекомых.
Личинки одиночных пчел и ос из одного гнезда редко конкурируют между собой (в данном случае речь идет о представителях группы жалящих (Aculeata); среди личинок наездников, которых также иногда называют осами, конкуренция и каннибализм — нередкое явление). Причина в том, что каждая личинка обычно развивается в индивидуальной ячейке с личным запасом корма. Кроме того, возраст всех молодых особей в гнезде примерно одинаковый, так что ни у одной из них нет возможности выбраться из яйца раньше и съесть братьев и сестер. Каннибализм у личинок этих насекомых наблюдается лишь в редких случаях, когда стенки индивидуальных ячеек разрушаются и соседи сталкиваются лицом к лицу.
Однако одиночная оса Isodontia harmandi, представительница семейства роющих ос (Sphecidae), не подчиняется этому правилу. Самки этих насекомых строят гнездо, в котором нет индивидуальных ячеек, наполняют его добычей и откладывают внутрь до одиннадцати яиц. В среднем в одном гнезде находится 5,4 яйца и 37,1–42,3 жертвы. Все личинки из одного гнезда развиваются в общем пространстве. При этом в каждом гнезде I. harmandi есть молодые особи лишь одного пола — или только самцы, или только самки.