Драматичная история народовольца Льва Тихомирова

СНОБИстория

Лица «Народной воли». Лев Тихомиров: отрекшийся, но не предавший

Станислав Кувалдин

d06713ab4fff74d4f63bc632eee034c617c81cbfa3eab8ec3ef6262d29c93d7e.jpg
Лев Тихомиров Фото: Wikimedia Commons Фото: Wikimedia Commons

«Сноб» продолжает цикл материалов, посвященный 140-летию создания партии «Народная воля». Сегодня — история Льва Тихомирова, одного из создателей этой террористической организации, позже превратившегося в крайнего монархиста и к концу жизни обреченного стать свидетелем крушения той государственности, которой он пылко служил несколько десятилетий.

Драматичность биографий тех, кто стоял у истоков «Народной воли» и сыграл немалую роль в ее истории, не обязательно оказывалась связана с яркими актами противоборства с властями и трагическим финалом жизни на виселице или в тюремном каземате. Не менее наглядной для понимания феномена этой организации и эпохи, в которой жили ее создатели, оказывается и судьба того, кто решил отречься от убеждений молодости.

Лев Тихомиров — член Исполкома «Народной воли», один из идеологов партии, автор и соавтор ее программных документов — во всеуслышание отказался от своих революционных взглядов, порвал отношения с бывшими товарищами и превратился в твердого защитника абсолютной монархии.

Никто из бывших соратников Тихомирова, кажется, не пытался объяснить его выбор какой-то циничной выгодой. Все понимали, что в личности бывшего видного народовольца произошел крайне болезненный надлом, который так и не позволил Тихомирову прийти к миру с собой. Возможно, в этом заключается судьба тех, кто отрясает прах былых убеждений, чтобы искренне служить новым кумирам.

«Само пристало»

Одно из прозвищ, которое получил Тихомиров в среде народовольцев, было достаточно неоригинальное: Старик. Он действительно был слегка старше большинства членов Исполкома партии террористов. Тихомиров родился в 1852 году в крепости Геленджик в семье военного врача. Его отец Александр Александрович Тихомиров происходил из старой поповской семьи — на протяжении нескольких поколений его предками были священники, служившие в одном приходе в селе Ильинское под Тулой. Семья была достаточно религиозной и консервативной. Некоторые бывшие соратники Тихомирова пытались объяснить его измену революционным убеждениям в том числе «отягощенным» происхождением. Впрочем, едва ли у Николая Кибальчича — технического гения «Народной воли» и тоже сына священника — эта «наследственность» была многим лучше. Сам Тихомиров, впрочем, с большой теплотой и уважением относившийся к своему отцу, позже говорил, что Александр Александрович оставил в нем «зародыши монархизма» не столько изложением какой-то системы взглядов, сколько «чувством» — например, той теплотой, с которой он мог говорить об императоре Николае I.

77d532dfe198b926bcf92b6e6becefee7fb4eb87cf6a8eab882274628de8231f.jpg
Лев Тихомиров в юности Фото: Wikimedia Commons Фото: Wikimedia Commons

В 1864 году Тихомиров поступил в гимназию в городе Керчь. Классом старше в той же гимназии учился другой будущий народоволец Николай Желябов. Несмотря на коренной перелом, который претерпели его взгляды, Тихомиров и позже, вспоминая гимназические годы, отзывался о Желябове крайне тепло. То, что из одной гимназии вышли два революционера-террориста, могло бы показаться примечательным фактом, однако это, скорее, объясняется общим настроением эпохи. 1860-е годы для русской молодежи были временем ниспровержения авторитетов и воспитания «нигилистических» взглядов. Как позже объяснял Тихомиров: «Революционное сознание само ко мне пристало».

В 1870 году он поступает на медицинский факультет Московского университета, быстро включается в деятельность различных нелегальных объединений и становится видным представителем кружка «чайковцев», через который прошли многие будущие видные революционеры, включая Софью Перовскую, Сергея Степняка-Кравчинского и Петра Кропоткина. Там Тихомиров также обращает на себя внимание, прежде всего как талантливый публицист и теоретик.

Готовность сдаться

Сложно сказать, как сложилась бы судьба Тихомирова в дальнейшем, насколько прочны оказались бы его увлечения. Сам он позже не считал, что не был достаточно тверд в своих взглядах. Однако здесь на дальнейшую жизненную траекторию Тихомирова прямо повлияли действия властей: в 1873 году он оказался арестован на квартире другого «чайковца» Сергея Синегуба. Поводом к задержанию оказались обнаруженные на квартире написанные Синегубом стихи «возмутительного» содержания.

Тихомиров писал, что именно опыт столкновения с полицейской и тюремной властью и связанные с этим переживания превратили его в революционера: «Мое теоретическое представление о “неприятеле” начало только оформляться в живое, действительное. Я начинал видеть против себя действительно неприятеля, начинал пропитываться сознанием, что между нами нет ничего общего, никаких человеческих связей». Он объясняет, что именно тогда почувствовал личную злобу и принял революционные идеи, «дотоле воспринимавшиеся мной лишь наружно, с беспечным добродушием мальчика». Он отказался давать показания на товарищей и как-то сотрудничать со следствием. В итоге, несмотря на весьма шаткие доказательства и незначительность выявленных эпизодов, Тихомирова сочли опасным государственным преступником и почти пять лет продержали за решеткой в одиночной камере. Как выяснилось в дальнейшем, четыре года из пяти он фактически оставался в тюрьме из-за следственного дела, по которому лишь давал показания, но так и не был обвинен.

Именно в тюрьме будущий народоволец попал в ту ловушку, которая определила его дальнейшие жизненные мытарства и метания между непримиримыми лагерями. Он твердо желал быть приверженным принципам среды, к которой принадлежал, а потому последовательно соблюдал все принятые среди революционеров правила в отношениях с полицией и следователями. Однако тем самым на его плечи взваливалась ноша, которую слабый физически и не обладающий сильной волей Тихомиров практически не мог вынести. Полная изоляция в одиночной камере Петропавловской крепости, где он провел больше года, приводила его в полное отчаяние. «Мои нервы развинтились до невозможности. Сердцебиение так усилилось, что я не мог ни лежать, ни ходить». Стоит отметить, что заключенные в Петропавловской крепости получали достаточно хорошее питание, обращались с ними корректно, невыносимой оказывалась именно изоляция. В этом состоянии дошедший до предела Тихомиров решил сдаться. Позже он писал, что, решаясь, не собирался совершать какой-либо подлости, а просто чувствовал, что больше не в силах бороться. Впрочем, сумбурное письмо Тихомирова к следователю осталось без последствий. А вскоре у него появился источник сил: Тихомирова перевели из крепости в Дом предварительного заключения. Несмотря на то что молодой революционер по-прежнему продолжал сидеть в одиночной камере, режим заключения в этой тюрьме был гораздо менее строгий — политические узники наладили различные способы общения между камерами, могли ходить на общие прогулки. Здесь Тихомиров начал получать различную, прежде всего эмоциональную поддержку. По-видимому, внешнее признание, какие-то зримые признаки одобрения занятой им позиции были довольно важны для умного, но не слишком волевого Тихомирова. Сомнения и отчаяние рассеялись, а злость на власть и ее прислужников отлилась в твердые формы.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Битва СССР с канадскими профи. Почему хоккейная Суперсерия-72 имела такое значение Битва СССР с канадскими профи. Почему хоккейная Суперсерия-72 имела такое значение

Суперсерия-72: как она изменила хоккей

СНОБ
Транзит на потоке Транзит на потоке

Рост международных авиаперевозок открывает перед Россией новые возможности

РБК
«Я проголосовала!»: как Сьюзен Энтони боролась за избирательное право для женщин «Я проголосовала!»: как Сьюзен Энтони боролась за избирательное право для женщин

Чем суфражистка Сьюзен Энтони может вдохновить современных активисток?

Forbes
Кручу-верчу: как красиво завязать палантин Кручу-верчу: как красиво завязать палантин

Палантин – это элегантный аксессуар, добавляющий образу томность и загадочность

Cosmopolitan
Как читать книги Как читать книги

Руководство по чтению великих произведений

kiozk originals
Попробуйте почитать эротические журналы Попробуйте почитать эротические журналы

Я люблю порно, я его просто обожаю

GQ
Рост выручки и оптимизма: малый бизнес, принадлежащий женщинам, укрепляет позиции Рост выручки и оптимизма: малый бизнес, принадлежащий женщинам, укрепляет позиции

Женщины, владеющие малым бизнесом, нацелены на более бурный рост

Forbes
$19 млн за двухчасовую пробежку: как британский миллиардер сделал возможным новый рекорд в марафоне $19 млн за двухчасовую пробежку: как британский миллиардер сделал возможным новый рекорд в марафоне

Кениец Элиуд Кипчоге — первый человек, пробежавший марафон быстрее двух часов

Forbes
Секреты домашнего очага: как пользоваться духовкой Секреты домашнего очага: как пользоваться духовкой

Рассказываем, как правильно использовать духовку в домашних условиях

Cosmopolitan
Gulfstream представил самый дорогой бизнес-джет Gulfstream представил самый дорогой бизнес-джет

Gulfstream представил бизнес-джет, поставки которого планируются в 2022 году

Forbes
В линейке BMW появилось компактное 4-дверное купе В линейке BMW появилось компактное 4-дверное купе

Первый в истории бренда BMW 2 Series Gran Coupe

Популярная механика
Жизнь по календарю Жизнь по календарю

Приложение-трекер для репродуктивного здоровья Flo инвесторы оценили в $230 млн

Forbes
Ульф Нильсон: «Смерть — табу для взрослых, но не для детей» Ульф Нильсон: «Смерть — табу для взрослых, но не для детей»

Как стать детским писателем, и какие темы волнуют любого ребенка?

Psychologies
Как две сестры придумали одежду, за которую не стыдно, и теперь выпускают коллекции с «Союзмультфильмом» и Тимати Как две сестры придумали одежду, за которую не стыдно, и теперь выпускают коллекции с «Союзмультфильмом» и Тимати

Как сестры из Ростова-на-Дону создали бренд детской одежды

Forbes
Стоматолог-ортопед — о том, как выбирать виниры Стоматолог-ортопед — о том, как выбирать виниры

Как виниры влияют на качество жизни

РБК
Александр Раппопорт — о российской гастрономии и новых проектах Александр Раппопорт — о российской гастрономии и новых проектах

14 октября состоялось техническое открытие нового греческого ресторана

РБК
Топ-10 вкусов табака для кальяна и как их лучше смешивать Топ-10 вкусов табака для кальяна и как их лучше смешивать

Стань тем чуваком, который точно знает, как замутить отличный кальян

Playboy
Шоу продолжается! Шоу продолжается!

В последнее время Дженнифер Энистон все чаще привлекает внимание мировой прессы

Grazia
На природу На природу

Горожанам необходимо как можно чаще выбираться на природу. Почему?

Здоровье
Одноразовая авиация: самые знаменитые боевые планеры Одноразовая авиация: самые знаменитые боевые планеры

Враг, которого наша страна победила в 1941-1945 гг., был хитер и изобретателен

Популярная механика
7 блюд, которые эксперты советуют никогда не заказывать в ресторане 7 блюд, которые эксперты советуют никогда не заказывать в ресторане

Скажи «нет» этим блюдам и лучше закажи что-нибудь другое

Playboy
Кризисное управление Кризисное управление

О плавании первой русской антарктической экспедиции 1819–1821 годов

Вокруг света
Обзор компактной камеры Panasonic Lumix TZ96 Обзор компактной камеры Panasonic Lumix TZ96

Тестируем Panasonic Lumix TZ96

CHIP
Не беси меня! Не беси меня!

Рассказываем, что мужчин раздражает в женщинах

StarHit
Начать переустановку Начать переустановку

Эксперт: как научиться жить сегодняшним днем и стать осознанной

Cosmopolitan
Каким получился «Терминатор: Темные судьбы» — и почему следующий фильм вселенной может выйти куда лучше Каким получился «Терминатор: Темные судьбы» — и почему следующий фильм вселенной может выйти куда лучше

Фильм получился любопытным, но захватывает история, которая осталась за кадром

Esquire
Вагончик тронется? Зачем России и Путину нужны скоростные магистрали Вагончик тронется? Зачем России и Путину нужны скоростные магистрали

Нужны ли высокоскоростные железнодорожные магистрали нашей стране

Forbes
Реформы и фасоны Реформы и фасоны

Проводившаяся Петром европеизация страны началась с внешнего вида россиян

Дилетант
Поэт в жизни или Счастливый неудачник… Поэт в жизни или Счастливый неудачник…

О литературном герое Илье Ильиче Обломове

Наука и жизнь
Владимир Сорокин: «Мои персонажи живут сами и действуют в соответствии со своими желаниями» Владимир Сорокин: «Мои персонажи живут сами и действуют в соответствии со своими желаниями»

Герой этого номера Grazia – писатель и драматург Владимир Сорокин

Grazia
Открыть в приложении