Космическая гонка и необычное путешествие «Аполлона-11»

kiozk originalsИстория

Курс на Луну

Космическая гонка и необычное путешествие «Аполлона-11»

Автор: Джеймс Донован – американский писатель, популяризатор истории

0:00 /
2251.546

Для кого эта книга?

«Курс на Луну» – увлекательное чтение для всех, у кого замирает сердце от мыслей о космосе. Эта книга рассказывает, как человек покорил холодную бездну, от полета первого спутника до высадки на Луну. Имена Нила Армстронга, Базза Олдрина и Майкла Коллинза навсегда запечатлены в истории США. За миссией «Аполлон-11», на котором они отправились к Луне, наблюдала вся планета, а сами космонавты стали настоящими героями своего времени. Узнайте историю покорения естественного спутника Земли с нашим обзором книги Джеймса Донована.

Покиньте Землю и изучите историю ранних космических исследований.

Космос – последний рубеж. По крайней мере, оставался им до тех пор, пока человечество не прыгнуло в неизвестность и не начало исследовать его в 1950–60-х годах. Возможность вырваться за пределы родной планеты миллионы лет была последним шагом, отделяющим человечество от полного господства над природой и ее судьбой.

Но в те решающие десятилетия ничто не было предопределено заранее. Никто не знал, возможно ли вообще путешествие в космос; технология космических полетов была в зачаточном состоянии, и нужно было решить тысячи проблем. К счастью, не было недостатка ни в целеустремленных экспертах, ни в серьезном финансировании. В разгар Холодной войны США и СССР были полны решимости превзойти друг друга в освоении космоса.

С самого начала Святым Граалем для обеих сверхдержав была высадка человека на Луну – в конце 50-х это выглядело не более чем несбыточной мечтой. И все же, благодаря честолюбию, решимости и изрядной доле удачи, эта мечта стала реальностью для США всего за десять лет.

Из этого обзора вы узнаете:

  • сколько времени требуется, чтобы добраться до Луны;
  • какая ракета из когда-либо созданных была самой мощной;
  • и сколько астронавтов погибло в результате трагического несчастного случая.

Космическая гонка была побочным результатом Холодной войны.

Утром 5 октября 1957 года, в самый разгар холодной войны, Америка проснулась от тревожных новостей. Советы успешно запустили на орбиту Земли 184-фунтовый стальной шар. Названный «Спутник-1» и снабженный двумя радиопередатчиками, он стал первым в истории искусственным спутником. СССР разгромил своего смертельного врага в космосе.

Это стало шоком для США, которые привыкли к технологическому превосходству. Хуже того, во время движения по орбите спутник проходил непосредственно над США семь раз в день. Космическая гонка являлась еще и культурной войной – каждая сторона пыталась доказать превосходство своей идеологии – при этом никто не отменял угрозу национальной безопасности.

Всего через четыре недели американцы ответили: попытались запустить собственный спутник с военного ракетного комплекса на мысе Канаверал во Флориде. Транслируемый в прямом эфире по телевидению, запуск двадцатикилограммовой ракеты закончился взрывом, свидетелями которого стали миллионы зрителей. Маленький спутник, взгромоздившийся на ракету, вырвался из огненного шара и покатился в кусты.

Американцы были унижены – и им пришлось привыкать к этому ощущению: СССР, устанавливающий космические рекорды, и США, играющие в догонялки, станут постоянной темой для обсуждения ранней космической гонки.

В начале следующего года, 31 января 1958 года, американцам удалось запустить свой собственный спутник «Эксплорер-1». Но событие было быстро омрачено уже 15 мая, когда советы запустили «Спутник-3» – он весил 1327 кг, был намного больше предыдущих и обладал передовым исследовательским оборудованием.

Всю первую половину 1958 года американцы и русские пытались запускать новые спутники. Было по меньшей мере пять неудачных пусков с американской стороны и один со стороны СССР. Но поскольку Кремль всегда замалчивал провальные попытки, десятилетиями никто не знал об этих неудачах Советов. Люди по обе стороны железного занавеса считали, что космическая программа СССР просто не может подразумевать совершение ошибки.

К концу 1958 года обеим сторонам становилось все яснее, какова будет следующая цель: отправить человека в космос и обратно. Та из сторон, что сможет осуществить это первой, одержит огромную пропагандистскую победу.

Итак, 17 декабря 1958 года США объявили о своем намерении отправить человека в космос. Проект под названием «Меркурий» должно было вести новое гражданское космическое агентство NASA, созданное всего за восемь недель до этого.

Для проекта «Меркурий» необходимо было решить целый ряд проблем.

Благодаря Вернеру фон Брауну – бывшему нацистскому ученому-ракетчику, привезенному в США в конце Второй мировой войны, у США уже был ракетный ускоритель под названием «Меркурий-Редстоун». Он был достаточно мощным, чтобы отправить человека в суборбитальный полет – что означало выход в открытый космос, но не полный орбитальный полет вокруг Земли.

У Советов на тот момент была еще более мощная ракета – «Спутник-ПС». Это позволило космическому аппарату, установленному на вершине ракеты, пройти по орбите вокруг Земли. А 3 ноября 1957 года СССР добился еще одного выхода в открытый космос: бездомная собака по кличке Лайка стала первым животным, выведенным на орбиту Земли.

Первые миссии проекта «Меркурий» также были испытательными полетами с экипажами животных. В то время влияние невесомости на человеческое тело было неизвестно. Некоторые врачи подозревали, что гравитация необходима для определенных функций организма; другие беспокоились об опасности космического излучения, которое больше не блокируется атмосферой Земли.

Но вернемся к временной шкале. У NASA была ракета, способная совершать суборбитальные полеты. Но план полета – детальная информация о старте, заходе на посадку и восстановлении – требовал разработки.

Эта работа выпала на долю инженера-исследователя NASA Кристофера Колумба Крафта-младшего и его отдела управления полетами. Этому подразделению предстояло полностью контролировать космический корабль, следить за его продвижением и проверять биомедицинские показания членов экипажа.

В то время наземная поддержка NASA состояла из основного бетонного бункера рядом с пусковой площадкой. Крафт понял, что этого недостаточно для реализации сложного проекта «Меркурий», и идея центра управления полетами начала обретать форму. Была также создана должность руководителя полета, который командовал управлением и принимал все окончательные решения. Крафт взял эту роль на себя.

Хотя у NASA, возможно, был ракетный ускоритель, им все еще нужно было разработать капсулу для экипажа.

Для ее проектировки фон Браун и его команда начали работу с авиационным инженером Максом Фагетом. Самой большой проблемой было возвращение экипажа в атмосферу: как сконструировать капсулу, способную выдержать экстремальную жару – около 1927о С и давление, испытываемое при возвращении в атмосферу Земли?

Первым предложением стала заостренная аэродинамическая форма. Но коллеги Фагета вскоре обратили внимание на то, что метеориты с плоскими округлыми носами часто выживали в жаре в процессе падения. В конце концов, разработчики выбрали форму с тупым носом, которая одновременно замедляла капсулу и создавала ударную волну вокруг корабля, отводя значительное количество тепла.

Теперь нужно было проверить расчеты в действии.

Проект «Меркурий»: строгая культура безопасности и контроля качества.

Трудно понять, как много уходит времени на подготовку к космическим полетам – особенно с экипажем. На каждую минуту, проведенную в космосе, на земле тратится неисчислимое количество времени на расчеты, проектирование, строительство, испытания и моделирование. «Меркурий» был тем проектом, с которого все это началось.

После моделирования на базовых компьютерах и бесчисленных тепловых, капельных, спиновых и аэродинамических испытаний разработка конусообразной тупоносой капсулы проекта «Меркурий» была завершена. Она имела легкий, но прочный титановый внешний слой и толстый термостойкий алюминиевый экран, предназначенный для сжигания при возвращении на Землю. На высоте 6,5 км открывался парашют, чтобы стабилизировать спуск, еще один открывался на высоте 3 км, чтобы замедлить капсулу для посадки.

Эта скрупулезность распространилась на все части проекта и стала характерной чертой культуры NASA. Почти каждая система капсулы проекта «Меркурия», от механики до электрики, имела по крайней мере одну резервную копию. Каждая единица корабля и каждая система на земле были проверены в десятки раз тщательнее, чем требовалось для выполнения миссии.

Такой серьезный подход к обеспечению безопасности, прочности и надежности был также отражен в наборе и подготовке экипажа «Меркурия» – первых астронавтов. Сначала было трудно понять, кого необходимо нанять – эту работу никто никогда раньше не выполнял, поэтому не было никаких установленных должностных инструкций или требований. Но в декабре 1958 года президент Эйзенхауэр постановил, что заявку на участие могут подавать только американские летчики-испытатели.

Это имело смысл по ряду причин. Эти люди были лучшими пилотами, они отвечали за проверку новых самолетов на наличие дефектов. Они привыкли к чрезвычайно напряженным условиям работы и умели сохранять хладнокровие в самых сложных ситуациях. А главное – они не боялись смерти – в 1952 году смертность среди американских летчиков-испытателей составляла 25%.

Помимо наличия удостоверения пилота-испытателя, требования к работе «Меркурия» включали полторы тысячи часов летного времени, превосходную физическую подготовку, степень бакалавра в области инженерии или эквивалентную ей и рост не более 180 см, чтобы разместиться внутри крошечной капсулы. В стране было 110 человек, которые соответствовали этим требованиям; семьдесят подали заявки.

В результате изнурительного процесса отбора, включавшего долгие собеседования, психологические исследования, медицинские осмотры и тесты на профпригодность, эта группа была сокращена до семи будущих астронавтов, названных «Меркурий-7». Их имена: Скотт Карпентер, Гордон Купер, Джон Гленн, Вирджил Гриссом, Уолтер Ширра, Алан Шепард и Дональд Слейтон.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Одураченные случайностью Одураченные случайностью

О скрытой роли шанса в бизнесе и в жизни

kiozk originals
Для тех, кто не любит погорячее: что делать при тепловом ударе Для тех, кто не любит погорячее: что делать при тепловом ударе

Иногда «мозги кипят» – это не просто фигуральное выражение

Cosmopolitan
Как журналистка Ориана Фаллачи добивалась откровенности от Киссинджера и Индиры Ганди Как журналистка Ориана Фаллачи добивалась откровенности от Киссинджера и Индиры Ганди

Ориана Фаллачи заставляла политиков и знаменитостей спуститься с небес на землю

Forbes
Эйнштейн Эйнштейн

Его жизнь и его Вселенная

kiozk originals
Восемь продуктов, повышающих гемоглобин Восемь продуктов, повышающих гемоглобин

Какие продукты помогут повысить гемоглобин в крови и справиться с анемией

РБК
Небесный диск из Небры «омолодили» на тысячу лет Небесный диск из Небры «омолодили» на тысячу лет

Его создателями небесного диска, вероятно, были кельтские мастера

N+1
«Wildberries выбрал свою «Барселону»: зачем интернет-ретейлеру партнерство с одним из лидеров российского футбола «Wildberries выбрал свою «Барселону»: зачем интернет-ретейлеру партнерство с одним из лидеров российского футбола

Wildberries начал спонсировать большой спортивный клуб — футбольный ЦСКА

Forbes
Часики тикают Часики тикают

Знакомьтесь: звезда TikTok и Instagram Лиза Анохина

Vogue
«Чанъэ-4» измерила уровень радиации на поверхности Луны «Чанъэ-4» измерила уровень радиации на поверхности Луны

Благодаря эксперименту впервые измерен уровень радиации в зависимости от времени

N+1
Кто за главного? Кто за главного?

Свобода воли с точки зрения нейробиологии

kiozk originals
«Я многим пожертвовала, чтобы в 35 лет попасть в список Forbes». Екатерина Варнава — о том, как женщины отвоевывают свое место в юморе и жизни «Я многим пожертвовала, чтобы в 35 лет попасть в список Forbes». Екатерина Варнава — о том, как женщины отвоевывают свое место в юморе и жизни

Екатерина Варнава о том, почему женщине-миллионеру задают вопросы о личной жизни

Forbes
Юрий Власов собрал аккумулятор, который конкурирует с продуктами Tesla. Он дорого стоит и долго окупается. Примет ли его рынок? Юрий Власов собрал аккумулятор, который конкурирует с продуктами Tesla. Он дорого стоит и долго окупается. Примет ли его рынок?

История стартапа Юрия Власова Watts Battery

Inc.
Новые авианосцы Китая станут больше похожи на американские Новые авианосцы Китая станут больше похожи на американские

Информацию о развитии китайского флота и армии приходится собирать по крупицам

Популярная механика
«Люди не знают, что такое инвалидность»: Сэмми Джабраиль о жизни с протезом и детстве в Дагестане «Люди не знают, что такое инвалидность»: Сэмми Джабраиль о жизни с протезом и детстве в Дагестане

Как в России относятся к людям с инвалидностью?

Forbes
Почему мы боимся того, чего с нами не случалось? Почему мы боимся того, чего с нами не случалось?

Наши страхи порой кажутся совершенно иррациональными

Psychologies
Преждевременную смерть 31 миллиона китайцев в XXI веке связали с пыльным воздухом Преждевременную смерть 31 миллиона китайцев в XXI веке связали с пыльным воздухом

Ранняя смерть в Китае связана с длительным вдыханием частиц мелкодисперсной пыли

N+1
15 деталей, которые ты, скорее всего, пропустил в фильме «Рокки» 15 деталей, которые ты, скорее всего, пропустил в фильме «Рокки»

Знал ли ты, что Рокки Бальбоа на самом деле победил Аполло Крида в первом бою?

Maxim
10 невероятных изобретений древних греков 10 невероятных изобретений древних греков

Что первым приходит на ум, когда речь заходит о древней Греции?

Популярная механика
Интервью с автором подкаста «Закат Империи» Андреем Аксеновым Интервью с автором подкаста «Закат Империи» Андреем Аксеновым

Андрей Аксенов об исторической преемственности и симпатии к неоднозначным героям

СНОБ
«Если бы речь шла только об отрицании, пароход современности далеко бы не уплыл» «Если бы речь шла только об отрицании, пароход современности далеко бы не уплыл»

Андрей Хржановский о Шостаковиче, Мейерхольде, Гоголе, «Дау» и других не таких

Weekend
Талант или упорный труд? Разбираемся, что важнее для твоей карьеры Талант или упорный труд? Разбираемся, что важнее для твоей карьеры

Стоит ли завидовать одаренным людям?

Cosmopolitan
Как выбрать наручные часы: пошаговое руководство для мужчин Как выбрать наручные часы: пошаговое руководство для мужчин

На какие нюансы стоит обратить внимание при покупке мужских наручных часов

Playboy
Почему мы любим поговорить о бывших (особенно с нынешним) Почему мы любим поговорить о бывших (особенно с нынешним)

Признавайся, у тебя тоже бывает такое, что хочется рассказать о своем бывшем?

Cosmopolitan
Синдром бумеранга Синдром бумеранга

Стоит ли давать отношениям второй шанс?

Лиза
Азиатская модель управления Азиатская модель управления

Удачи и провалы самого динамичного региона в мире

kiozk originals
Как спаниэль спас карьеру будущего президента США Ричарда Никсона Как спаниэль спас карьеру будущего президента США Ричарда Никсона

«Речь про Чекерса» стала самым проникновенным обращением к нации в прямом эфире

Maxim
Диета Дюкана: научные факты о рисках и пользе Диета Дюкана: научные факты о рисках и пользе

Что такое «правильный» вес и почему питание по Дюкану может быть опасно

РБК
Бэтмобиль и гигантский Beetle. 7 самых необычных машин для города Бэтмобиль и гигантский Beetle. 7 самых необычных машин для города

Очень странные автомобили, которых можно встретить на дорогах общего пользования

РБК
Взломанная Взломанная

Насколько защищена "умная" кофемашина?

Популярная механика
Врачебная тайна: стоит ли родителям знать о подростках все Врачебная тайна: стоит ли родителям знать о подростках все

Должны ли родители быть уведомлены об оказанной подростку медицинской помощи?

Psychologies
Открыть в приложении