Кулаки в карманах
Политолог Алексей Чеснаков объясняет, что происходит, когда свобода и ценности становятся важнее дружбы, и раскрывает сценарии развития отношений России и Запада на фоне затяжного конфликта.
Эскалация конфликта между Россией и Западом для одних стала холодным душем, для других – манной небесной.
Всего лишь год назад, сразу после инаугурации Трампа, оптимисты мечтали о «большой сделке» – разделе сфер геополитического влияния и, как следствие, стабилизации отношений между Россиейи США.
Обвинения Москвы во вмешательстве в американские выборы, ужесточение санкций и, наконец, дело Скрипаля перевели отношения между двумя странами в совершенно новую фазу, по сравнению с которой даже холодная война покажется спокойным временем.
Пессимисты сейчас в тренде. Любой намек на то, чтобы поставить на паузу или хотя бы снизить темп разрыва связей, рассматривается как предательство или уступка силовому шантажу, в котором стороны обвиняют друг друга. Риторика из бескомпромиссной перешла во враждебную.
Ситуацию подогревает кризис важнейших международных институтов. И для России, и для Запада теперь это площадки для продолжения информационной войны.
Складывается впечатление, что стороны утратили способность оценивать происходящее, соблюдая дистанцию, и тем более прогнозировать будущее. Между тем без этих двух составляющих понять, что же на самом деле происходит, почти невозможно.
Хочется чувствовать запах напалма по утрам
Обострение отношений между главными антагонистами периода холодной войны было неизбежным. Однако целью сторон сегодня уже не является победа добра над злом. Примитивные идеологии нынче не в почете.
США хотят укрепиться в роли мирового полицейского и на долгие годы (как минимум до середины столетия) иметь за собой последнее слово во всех сколько-нибудь значимых вопросах мироустройства.Россия хотела бы оставаться одним из важнейших центров принятия решений и иметь право вето в вопросах, затрагивающих ее интересы. Трактуемых, впрочем, весьма широко.
Реализовать эти цели мешают объективные обстоятельства. США больше не в силах в одиночку справляться с мировым терроризмом. Россия исчерпала собственные ресурсы для развития: ее экономика слишком слаба и примитивна, прежний производственный и кадровый потенциал утрачен за период затянувшейся трансформации. Союзниками России на мировой арене продолжают оставаться лишь собственныеармия и флот – весь военно-промышленный комплекс.
И все же вместе с другими странами России все еще вполне по силам потеснить действующего гегемона-американца и принудить его к «справедливому» распределению ролей в XXI веке.
Именно в этих обстоятельствах на первый план выходит человеческий, а точнее – поколенческий фактор.
Окончательно сменилось поколение лидеров, которые отвечают за международные отношения. С уходом стариков исчезли и их страхи. В 1990-е годы порой раздавались предостережения со стороны тех, кто помнил Карибский кризис. Нас предупреждали, как важно сохранить международные предохранители, защищающие мир в условиях неизбежных обострений конфликтов. Когда за дело взялось поколение, сформировавшееся в 1970–1980-е, оказалось, что предохранители перегорели, а заменить их нечем.