«Крестоносцы: Полная история»
Почему Антиохия оказалась не готова к осаде в 1097 году
В 1096 году армии христиан с благословения папы римского Урбана II отправились в Византийскую империю, которую завоевывал и разорял тюркский народ сельджуков. Спустя три года военные действия завершились захватом Иерусалима и основанием четырех христианских государств. Это положило начало, вероятно, самому известному периоду противостояния мусульманства и христианства. В книге «Крестоносцы: Полная история» (издательство «Альпина нон-фикшн»), переведенной на русский язык Галиной Бородиной, историк Дэн Джонс рассказывает о крестовых походах и прослеживает их влияние до наших дней. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом, посвященным событиям, которые предшествовали осаде Антиохии в ходе Первого крестового похода.
***
В середине октября 1097 года крестоносцы, спустившись с гор, подошли к Антиохии. Город являл собой зрелище, достойное внимания. Основанная Селевкидами у переправы в долине реки Оронт в начале IV века до н. э., надежно укрепленная императором Восточной Римской империи Юстинианом Великим в VI веке, Антиохия с течением времени превратилась в блистательный аванпост на границе Западной и Восточной империй. Перевалы в Аманских горах, что тянулись к северу от города, связывали Сирию с Малой Азией. На северо-востоке долина Оронта превращалась в непролазную трясину, за которой простирались обширные низменности плато Алеппо, а за ними начиналась Месопотамия. К западу от Антиохии на побережье Средиземного моря располагался новый порт, через который шло снабжение города, — гавань Святого Симеона*. Порт был невелик, но потребности Антиохии обеспечивал; своего расцвета он достигнет в XII столетии. Естественная защищенность города впечатляла. «Реки и горы окружали его со всех сторон. Одной стороной своей город даже примыкал к горе [Силипиос/Хабиб-и-Неккар], стены его взбирались до самой вершины; там стояла цитадель»,— писал потрясенный Рауль Канский. Стефан Блуаский сообщал в письме своей возлюбленной жене Адели, что Антиохия оказалась «больше, чем можно себе представить, чрезвычайно укрепленная и неприступная», и прикидывал, что за городскими стенами должно было скрываться не менее «пяти тысяч отчаянных турок... а также бесчисленное множество сарацин... арабов, туркополов, сирийцев, армян и других народов».
*Старый морской порт Антиохии, Селевкия Пиерия, заилился и пришел в упадок к V веку.
Однако при всей защищенности положение Антиохии было крайне ненадежным. Город стоял на стыке трех тектонических плит, и катастрофические землетрясения случались там довольно часто. В 115 году сильное землетрясение обрушило крыши домов и чуть было не прикончило римских императоров Траяна и Адриана. Землетрясение 526 года унесло жизни почти четверти миллиона человек и сопровождалось пожарами, спалившими город почти дотла. Вторя природе, политическая жизнь Антиохии была бурной и кровавой: многовековая история города полнилась бунтами, восстаниями и вторжениями.