Композитор Дмитрий Евграфов — о работе с Граймс, творческих границах и шуме
Приложение Endel выпустило цифровую колыбельную, придуманную вместе с Граймс. Как такая поможет расслабиться и стоит ли бояться искусственного интеллекта, способного заменить композитора, в разговоре с нами рассказывает сооснователь Endel Дмитрий Евграфов
Композитор, саунд-дизайнер и сооснователь приложения Endel Дмитрий Евграфов согласен с тем, что шума вокруг каждого из нас стало нестерпимо много. На улице, в магазинах, кафе, машинах и даже поездах мы окружены звуками, которые чаще всего врываются в нашу реальность, не поинтересовавшись никаким на то разрешением. Можно ли с этим бороться и если да, то как — вопрос хороший, и не задать его музыканту сложно. Встретившись в пространстве «Рихтер», участником музыкальной резиденции которого Евграфов был этим летом, мы обсудили новый проект Endel и канадской певицы Граймс, вопрос демонизации искусственного интеллекта и его влияния на музыкальную индустрию сегодня и в будущем, вспомнили недавний альбом Surrender и поговорили о переизбытке контента.
— Если предположить, что вам нужно рассказать о проекте Endel человеку, который еще о нем ничего не знает, как вы сами сформулируете ответ на вопрос «Кто вы такие»?
— Мы - музыкально-технологическая компания, которая делает функциональные генеративные саундскейпы для релаксации, фокусировки, сна. И мы делаем это с помощью искусственного интеллекта, генеративных каких-то техник, которые отчасти были навеяны второй половиной XX века, академической музыкой Стива Райха, Терри Райли и других композиторов. Со временем мы стали более глубоко в это смотреть, потому что когда-то, у истоков, мы ничего не понимали, просто хотели создавать персонализированную музыку. Мы адаптируем звук под время суток, под циркадные ритмы, под разные объективные и субъективные переменные. И видим, как музыка оживает, она трансформируется и подстраивается под тебя. Если у тебя есть определенная страсть, например, к какой-то одной тональности или к одному какому-то ходу, то алгоритм будет их генерировать в ответ, он будет иметь твой штрих, несмотря на то, что он достаточно сильно дезинтегрирован и реструктуризован.
— Вы недавно выпустили проект с Граймс, придумали вместе цифровую колыбельную. Это, конечно, эффектно, когда российская команда объединяется с одной из главных поп-музыкальных футуристок.
— Вообще план сделать коллаборацию с каким-то артистом у нас зрел очень давно, мы хотели попробовать технологию, которую строим, именно под этим углом. Мы не ученые и не то чтобы программисты, хотя есть у нас в команде и программисты, и инженеры, но я сам композитор и у нас в компании работают артисты. Я подходил к этому проекту именно как музыкант и увидел большую гибкость и какую-то метаморфозу через Endel. Там долгая история. Мы были в Лос-Анджелесе на IT-акселераторе в 2018 году и потом в 2019 году несколько месяцев там жили и много с кем общались. Лос-Анджелес — неофициальная столица музыкальной индустрии. У нас завязались какие-то знакомства, как это обычно бывает, и получилось так, что появились общие контакты. И в итоге — тема просто сама напросилась, сама возникла, потому что у Граймс недавно появился ребенок. И мы пришли к тому, что интересно было бы попробовать вместе такую историю осуществить.
— А как строилась работа с Граймс после того, как вы убедились во взаимном интересе?
— Со стороны сна у нас уже была база, поэтому мы понимали, что именно нужно. Мы пообщались с ней и обсудили, какой примерно хотим вариант, грубо говоря, наметили музыкальную интонацию. На самом деле, мы дали достаточно жесткие указания по поводу музыки, потому что она должна быть порезана определенным образом, в определенном виде должна быть подана, чтобы наш движок «переварил» это все. Невозможно взять любую песню, которую он сам порежет, — так это не работает. Это все ручной труд, мы много работали над этим. Граймс с первого раза прислала все, как надо. Когда отходят какие-то технические проблемы, начинается творчество. Мы получали огромное удовольствие, когда работали над материалом. Вообще зарождение чего-то нового — это удивительно. Нам очень понравился результат, получившийся с первого раза, без подготовки, без всего. Мы два года трудились над тем, чтобы выработать эти гайдлайны и самим научиться, а у нее с первого раза получилось. И остальное общение состояло лишь в том, чтобы скорректировать: «Можешь, пожалуйста, достать немножко вот этих звучков, вот тех», потому что мы-то видели общую картину, а она на том этапе не имела возможности.
— Искусственный интеллект, который мы не можем убирать из уравнения, какую роль в данном случае играл?
— Есть определенная мифологизация, даже демонизация искусственного интеллекта. Конечно, это палка о двух концах, и важно, в какие руки он попадет. Если он попадает в достаточно формальные условия, где люди в белых халатах, то и выход получается очень холодный, прямо вот квадратный, ничего музыкального нет. А если воспримешь это как игрушку, как определенный дополнительный инструмент в музыкальном арсенале, тут начинается магия, начинается интерес и игра, взаимодействие, и это становится хорошим подспорьем. Я не могу за 10 секунд сделать 100 мелодий, а он может. Конечно, приходится их тоже подправлять, и курирование — самая важная часть. Мы уже поняли в Endel, что это самое важное при работе с искусственным интеллектом — ручной труд. Именно поэтому мы отличаемся, видимо, от других стартапов этой серии.
— А что касается демонизации искусственного интеллекта, которую вы упомянули?
— У нас было время об этом подумать. Это тоже еще одна роль, которая мне лично как композитору кажется… не абсурдной, но противоречивой. Я немножко предатель в каком-то смысле. (Смеется.) Много есть прогнозов на эту тему, мы сейчас видим, что есть несколько стартапов, несколько приложений, которые делают музыку. Не очень хорошего качества — ты просто нажимаешь на кнопку, задаешь длину, задаешь настроение, где спад, где нарастание, и оно тебе секунд за десять сделает композицию. Звук не очень хороший, не очень профессиональный. Есть какие-то помощники для музыканта — например, изолировать голос в композиции, убрать какие-то шорохи, потому что нейронную сеть научили воспринимать тональную информацию, и она это убирает. Такие вот односложные задачи выполняются очень хорошо. Дальше в течение десяти лет, я думаю, продакшен-музыка первая падет, трейлерная музыка тоже… Не то что падет, а это просто станет дешевой заменой. И проблема тут в том, что такая музыка не станет суперкачественной, а просто появятся бренды, которые найдут конкретную финансовую выгоду в использовании нейронной музыки, потому что лицензировать настоящих композиторов стоит в пять раз дороже. Не нужно думать про ротацию, про обновляющиеся плей-листы, а просто моторчик какой-то делает бесконечную музыку, и все. Я думаю так.