Коллективный опыт: как NFT стал краудфандинговой платформой для цифровых художников
Накануне международной ярмарки современного искусства Cosmoscow, которая пройдет с 15 по 17 сентября в Гостином Дворе, редактор Forbes Life Софья Бронтвейн поговорила с Денисом Давыдовым — медиахудожником и основателем группы Instigators. Давыдов рассказал, какую роль блокчейн сыграл в развитии цифрового искусства, почему коллективный опыт владения художественным объектом иногда важнее личного и зачем коллекционеры просят художников создавать объекты в формате NFT.
Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow пройдет с 15 по 17 сентября в Гостином Дворе, объединив галереи со всей России — в том числе из Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Воронежа и Владивостока. В этом году на ярмарке появится новая секция Digital с цифровым искусством. Основная идея этой секции — рассказать, как связаны цифровое и реальное искусство и есть ли между ними прямой диалог. Кураторами секции выступает международная художественная группа Instigators, которая в рамках некоммерческого стенда представит работы таких художников, как Ута Бекая, Ксения Обуховская, Кирилл Рейв, Дмитрий Шабалин и Денис Давыдов. Последний является основателем Instigators — и уже много лет занимается цифровым искусством и участвовал в создании новой секции Cosmoscow.
Начав свою карьеру в качестве независимого диджитал-художника, Денис присоединился к агентству N3 в качестве креативного директора, разрабатывая CGI-контент для таких брендов, как Microsoft, ССTV, Samsung, NBC, Ford и Bloomberg. Проекты Дениса получили более 10 наград Adobe Behance в номинациях «Выбор редакции» и «Золото 3D». В 2020 году Давыдов запустил мультимедийный арт-проект Gameland. В то же время он основал Instigators — группу международных практиков искусства и криптоэнтузиастов, объединенных исследованием среды Web 3.0 (концепция развития интернет-технологий, сформулированная руководителем Netscape.com Джейсоном Калаканисом. — Forbes Life) и NFT. Его первый NFT-проект Exported from Museum дебютировал на Cosmoscow Art Fair 2021, а последняя коллаборация с Утой Бекая BajBajas была выбрана в качестве «5 проектов, которые нельзя пропустить» на Art Dubai 2022. Также Давыдов принял участие в дискуссии Национального павильона Узбекистана «Будущая история художественной инфраструктуры: культура и репрезентация в метапространстве» в рамках 59-й Венецианской биеннале 2022 года.
— Вы являетесь основателем художественной группы Instigators. Расскажите, как она появилась и чем вы занимаетесь?
— Я занимаюсь компьютерной графикой с девятого класса. И всю жизнь дружил с художниками, работающими с другими медиа: живопись, скульптура, перформанс. Мы активно интересовались деятельностью друг друга, и всегда возникало желание, так сказать, «обменяться инструментами». Попытки были, а иногда рождались любопытные совместные проекты. Однако массовый интерес к цифровому искусству, конечно, маркируется 2021 годом, когда все узнали магическое слово NFT, которое, казалось, может превратить что угодно в золото.
Я и мои коллеги узнали про NFT примерно три года назад, еще до «большого взрыва» — блокчейн в среде людей, занимающихся цифрой, был более чем известен. В те далекие по меркам индустрии времена еще не было переоцененных коллекций, где какие-то не самым талантливым образом нарисованные обезьянки (речь идет о коллекции Bored Apes Yacht Club. — Forbes Life) стоили сотни миллионов долларов, и никто это не обсуждал как финансовый феномен. Нам тогда показалось, что сама технология NFT многообещающая и может простимулировать рынок именно цифрового искусства. Так и случилось, сегодня то и дело появляются совершенно новые платформы, работающие и как выставочные залы, и как галерейные пространства.
И вот, учитывая давний интерес к цифровым экспериментам и ажиотаж вокруг Web 3.0, мы втроем — я, музейный куратор Андрей Мизиано и криптоэнтузиаст Кирилл Кудрявцев — решили, что пора создать художественную группу. В диалог с нами включились наши друзья-художники, зачастую те, кто преимущественно с компьютерной графикой не работает. Наш набор знаний оказался в моменте актуальным. Очевидно, что речь идет о новом художественном тренде.
— Вы часто используете термин «медиахудожник» — что это вообще значит?
— В термине «медиахудожник» ничего сложного и нового нет. Это художник, который использует различные медиа, которые в своей основе технологичны, — видео, анимация, компьютерная графика, программный код.
— Что такое цифровое искусство в принципе? Как его понять человеку, допустим, всю жизнь увлеченному классическим изобразительным искусством?