Клинт Иствуд: «Возьмитесь наконец за дело! Надерите кое-кому задницу»
Накануне премьер фильмов «Салли» и «Сноуден» Esquire поговорил с Клинтом Иствудом и его сыном Скоттом о совместной работе, правилах воспитания и ссыкливом поколении.
Фильмы «Салли» и «Сноуден» объединены некоей общей темой: и Чесли Салленбергеру, и Эдварду Сноудену приходится защищать то, во что они верят. Кажется, сегодня нам не хватает людей с внутренним стержнем.
Клинт Иствуд: Да, таких нам не хватает, это правда. Смотришь вокруг — и видишь какой-то сумасшедший дом. Я считаю, именно Салли должен баллотироваться в президенты, а не эти типы. А история, рассказанная в фильме Скотта, вообще поразительна. Я с нетерпением жду возможности его посмотреть, ведь эта картина — об измене своей стране, о дезертирстве... неважно, почему. Сноуден стал знаменит по причинам, неправильным в основе своей, а Салли — потому, что совершил нечто выдающееся.
Скотт Иствуд: Мой отец — человек старой закалки. Он воспитал во мне внутренний стержень — научил приходить вовремя, проявлять себя и много работать.
Скотт, когда вы росли, вы почти не виделись с отцом?
СИ: Да, я жил с мамой на Гавайях, пока не достал ее окончательно. Тогда я уехал жить к отцу в Калифорнию, но достал и его.
КИ: На самом деле у нас с ним не было особых проблем. Мать научила его всему, что следует, ведь она очень хороший человек.
СИ: Она, разумеется, была со мной помягче. А тут так: ты знаешь правила — так выполняй и точка! Но сейчас я считаю это своим оружием по жизни. Отец научил меня идти напролом, показывать когти, драться. Всему, чего ты сам втайне хочешь.
Если бы вам досталась в кино роль вашего отца, какую черту вы считали бы самой важной для точного отражения его характера?
СИ: Мне пришлось бы поменьше болтать.
КИ: Вот видишь, как многого можно добиться одной мелочью!
СИ: Ну да — просто пробежаться по сценарию и вычеркнуть все твои реплики.
КИ: Держи глаза открытыми, а свой болтливый рот — на замке.
Клинт, когда вы решили снять свой первый фильм и в нем же исполнить главную роль, режиссер дон сигел дал вам совет: «не сдерживайте себя». потом вы говорили, что живете в соответствии с этим заветом.
КИ: Он вот что имел в виду: когда ты режиссер и сам же исполняешь главную роль, у тебя всегда есть соблазн как можно плотнее заняться работой других актеров. Когда же дело доходит до твоих собственных эпизодов, ты думаешь: «Ох, давай-ка это вырежем!» Сигел сказал: «Не жалей времени и добейся того, чтобы свою актерскую работу ты сделал как надо».
Вы ведь одним из первых в Голливуде стали сочетать одно и другое?
КИ: Да. Я впервые попробовал себя в режиссуре, когда мне было сорок. Я создал свою компанию в 1967-м с прицелом на будущее. Отец учил меня: все, что ты делаешь, делай хорошо. Будь лучшим в той работе, которую выполняешь.
Что вы советуете Скотту, когда он снимается у вас?
КИ: Я еще не имел с ним дела в больших проектах. Но, думаю, скоро буду упрашивать его поработать со мной. Он всегда отлично вписывался и прекрасно работал. К тому же ему постоянно звонят какие-то девицы. Раньше-то они искали меня, а теперь только и слышу: «Как дела у Скотта?».
СИ: Не переживай, возьму тебя как-нибудь с собой в бар! А если серьезно, работая с отцом, я понял, что все еще учусь. В этом бизнесе я пока младенец. Но фильм — это, прежде всего, режиссер. Из опыта моего отца, пришедшего к режиссуре, я знаю, что именно там место силы. Мне нравятся его слова о том, что для актера это некий рубеж: либо все, либо ничего. Если ты не создаешь собственный материал, тебе приходится бороться за чужой. И я определенно хочу перейти на другую сторону.
Клинт, если бы вы посмотрели на свою жизнь как на сценарий фильма, как бы вы описали сюжет?
КИ: Да я особо и не присматриваюсь к своей жизни. Я всегда смотрел вперед, а не назад. Часто люди, достигнув определенного возраста, уходят из профессии. Я всегда жалел, что Фрэнк Капра и Билли Уайлдер бросили кино после 60. Подумайте, какие шедевры они еще могли снять! А мне повезло. Знаете, у нас, гольфистов, есть поговорка: «Лучше быть везунчиком, чем мастером». Я уверен: есть масса талантливых актеров, которые так и не добились успеха, потому что не получили нужный шанс, подходящий материал. Моя мать считала, что у меня есть ангел-хранитель.