«Кит» с Бренданом Фрейзером: как режиссер Аронофски находит силу в правде
В ночь на 13 марта в США пройдет церемония вручения «Оскара», и среди номинантов на лучшую мужскую роль выделяется Брендан Фрейзер, сыгравший страдающего от ожирения преподавателя в фильме Даррена Аронофски «Кит». Историк культуры Святослав Иванов рассказывает, почему, несмотря на действительно глубокую роль Фрейзера, фильм интересен не только как актерский перформанс.
Расставим фигуры, задействованные фильме. Вот страдающий тяжелой формой ожирения Чарли (Брендан Фрейзер) — онлайн-преподаватель творческого письма, который никогда не выходит из своей захламленной квартиры. Вот его 17-летняя дочь Элли (Сэди Синк, или Макс из «Очень странных дел»), с которой Чарли хотел бы наладить отношения после долгой разлуки. Вот Лиз (Хонг Чау) — близкая подруга Чарли, которая оказывает ему необходимый уход, но не может побороть его обжорство.
Еще есть случайный сектант-миссионер Томас (Тай Симкинс) и Мэри, бывшая жена Чарли (Саманта Мортон), которые тоже заглянут к нему и сыграют роль в этой истории. За два часа персонажи разыграют дюжину убедительных драматических сцен, а мы (спойлер) так и не покинем затхлую квартиру Чарли, снятую на какую-то особенно зернистую пленку.
Впрочем, стоит упомянуть еще двоих — доставщика пиццы, который участливо спрашивает у Чарли: «Ты в порядке?», а также режиссера Даррена Аронофски, который сделал себе имя на психологических драмах и триллерах — «Реквием по мечте», «Черный лебедь», «Мама!».
Судя по прикидкам букмекеров, будет сенсацией, если Фрейзеру за эту роль не дадут «Оскар». Работа и правда незабываемая (трудно представить, чтобы с ней мог справиться более молодой Джеймс Корден, которого рассматривали на роль). Актер известен прежде всего как комик или персонаж фильма «Мумия» — и «Кит» стал для него важным драматическим перевоплощением. Но Фрэйзер не натягивает чрезмерно угрюмую маску — несмотря на тяжелую болезнь и перманентную тоску, у его Чарли есть место улыбке, дружелюбию и парадоксальному оптимизму. Сквозь образ человека в запущенном состоянии проглядывает совсем другая личность — и это делает персонажа более убедительным, чем если бы он весь фильм еле ворочал языком.