Как Савва Мамонтов открыл известных певцов и дирижеров

Культура.РФИстория

Как Савва Мамонтов привил публике любовь к русской опере

Автор: Дарья Мартыненко

0:00 /
947.726
Савва Мамонтов. 1870 год. Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево», Московская область

Савва Мамонтов сначала создал любительский театр в своем имении Абрамцево, а потом открыл Частную русскую оперу. Она стала первой негосударственной оперной антрепризой, которая имела постоянную труппу и ставила в основном русские произведения. Читайте, как на сцене мамонтовского театра прошли премьеры «Снегурочки», «Псковитянки» и «Садко» Николая Римского-Корсакова, кто из художников-передвижников создавал декорации и костюмы и как Мамонтов открыл известных певцов и дирижеров — Надежду Салину, Федора Шаляпина, Сергея Рахманинова и Николая Ипполитова-Иванова.

Любительские постановки в Абрамцеве

Еще в студенческие годы Савва Мамонтов посещал театральную студию и, к большому сожалению своего отца, любил «музыкантить, петь и кувыркаться в драматическом обществе». В 1863 году он поехал поправить здоровье в Милан, увлекся итальянской оперой и занялся пением. А когда женился и купил имение Абрамцево, не только собрал вокруг себя многих начинающих художников, но и начал ставить вместе с ними любительские спектакли. Например, Василий Поленов был не только главным декоратором всех постановок, но и композитором и артистом. Также на домашней сцене играли живописцы Виктор Васнецов, Илья Репин, Николай Неврев.

В 1882 году к Рождеству поставили «Снегурочку» Александра Островского. Императорские театры в то время экономили на декорациях и костюмах, Мамонтов же денег не жалел. Он говорил: «Если декорации подавляют исполнителей, разумеется, это плохо, но еще хуже, когда уши радуются, а глаза скорбят на убогих костюмах и полинявших полотнищах». Старинные костюмы и домашнюю утварь для спектакля он купил у тульских крестьян, а декорации поручил написать художнику Виктору Васнецову. Сценография зрителей впечатлила, но все же постановка больше напоминала самодеятельность. Актеры не были профессионалами, поэтому кто-то тихо говорил, кто-то нелепо двигался, кто-то забывал текст и оглядывался на суфлера. Константин Станиславский вспоминал: «День спектакля был содомом. Все опаздывало, ролей не успевали выучить; Савва Иванович сам ставил декорации, освещал их, дописывал пьесу, режиссировал, играл, гримировал, при этом шутил, веселился, восхищался, сердился».

Сцена из оперы Саввы Мамонтова «Алая роза» в постановке Василия Поленова. Действие II. 1883 год. Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево», Московская область

Летом того же года Василий Поленов создал в Абрамцеве хор, и Мамонтов решил поставить к свадьбе своей племянницы Марии Мамонтовой оперу — третий акт из «Фауста». Поленов написал декорации: сад Маргариты и шпили немецкого городка. Партию Мефистофеля исполнил сам Мамонтов, Фауста — его друг по Московскому университету Петр Спиро. На фортепиано им аккомпанировал профессор Московской консерватории Вильгельм Фитценгаген. Гости постановку хвалили и предлагали Мамонтову создать частную оперу. Однако тот отвечал: «Рискнуть было бы можно, но для кого стараться? Наша публика свое не любит, всякий частный театр прогорит в считанные месяцы. Вот любительские спектакли — по нашим силам, по нашим деньгам, по нашей претензии», — и продолжил создавать свои домашние представления в Абрамцеве. В 1884 году он поставил оперу «Алая роза»: либретто по мотивам сказки Сергея Аксакова «Аленький цветочек» создал сам, а написать музыку попросил композитора Николая Кроткова, который учился в Венской консерватории у знаменитого Иоганна Брамса. После этой работы они стали друзьями и сподвижниками на долгие годы.

Марфа Замкова. Музей Абрамцево. Гостиная Мамонтовых (фрагмент). 1980–1990-е. Новокузнецкий художественный музей, Новокузнецк, Кемеровская область

Открытие Московской частной русской оперы

В XIX веке у русских композиторов появился интерес к опере, а к 1870–80-м годам из исторических и волшебно-эпических опер Петра Чайковского, Александра Даргомыжского, Николая Римского-Корсакова, Модеста Мусоргского, Александра Бородина уже сложился национальный репертуар. Однако они отличались от популярных тогда в России итальянских, немецких и французских опер: помимо пения, предполагали реалистичные и художественно цельные постановки. А для этого было нужно создавать серьезные декорации и костюмы, учить артистов актерскому мастерству и взаимодействию. Но императорские театры пока не справлялись с этой задачей и поэтому часто отвергали отечественные произведения. Мамонтов же решил «приучить москвичей к русской опере». Осенью 1884 года он объявил за семейным обедом, что все-таки решил создать в Москве частный оперный театр. И на следующий день вместе с Кротковым уехал набирать труппу. На тифлисской сцене они увидели выступление меццо-сопрано Татьяны Любатович и баса Антона Бедлевича. Кротков сомневался: 25-летние певцы казались слишком молодыми. Однако Мамонтов отвечал: «Нам, Кротков, глина нужна, материал податливый», — и пригласил обоих в труппу. Остальные и вовсе были еще непрофессионалами, например сопрано стала 19-летняя студентка Петербургской консерватории Надежда Салина. Дирижировать позвали итальянца Иосифа Труффи. Художники, друзья мецената, продолжили оформлять спектакли. Директором театра стал Кротков.

Надежда Забела-Врубель в роли Снегурочки в опере Николая Римского-Корсакова «Снегурочка». 1898 год. Московская частная русская опера, Москва. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва

Начать Мамонтов решил с «Русалки» Александра Даргомыжского. Однако снова все делали в спешке и режиссерской стороной спектакля занимались больше, чем музыкальным исполнением. 9 января 1885 года в Москве, в Камергерском переулке, в помещении бывшего Театра Корша, Савва Мамонтов открыл Частную оперу под названием Театр Кроткова. Артисты волновались и иногда не попадали в ноты, однако декорации и костюмы «Подводного царства» поразили публику, зал аплодировал. Поэтому Мамонтов не сдался, пригласил из Милана группу гастролеров и поставил «Аиду» Джузеппе Верди. Декорации для них впервые написал ученик Поленова — Константин Коровин. Премьера прошла 1 апреля с большим успехом.

Слева направо (на первом плане): скульптор Марк Антокольский, Савва Мамонтов, художник Василий Суриков. Слева направо (на втором плане): художники Валентин Серов, Константин Коровин и Илья Репин в кабинете дома Саввы Мамонтова на Садовой улице. Москва, 1880-е годы (?). Фотография: Репродукция ТАСС

Осенью 1885 года труппа вновь взялась за русскую оперу — «Снегурочку», которую Римский-Корсаков написал пять лет назад. Ее уже играли в Мариинском театре, но с сокращениями. Поэтому на сцене Частной оперы публика впервые увидела произведение полностью. Главную партию исполнила Надежда Салина. А работу Васнецова, Левитана и Коровина в этот раз похвалил даже влиятельный музыкальный критик Семен Кругликов: «Костюмы и декорации свежи, характерны и красивы». Однако Мамонтов видел: публика, привыкшая к иностранным исполнителям и произведениям, еще была не готова воспринимать русских певцов, музыку Римского-Корсакова и Даргомыжского. Кроме того, его труппе пока не хватало профессионализма, чтобы ставить такие сложные произведения, а эта затея уже стоила меценату три миллиона рублей. Поэтому, когда весной 1887 года его контракт с труппой Частной оперы закончился, Мамонтов распустил ее. Лабатович получила приглашение в итальянскую Королевскую оперу, а Николай Миллер, Степан Власов и Надежда Салина — в Большой театр.

Надежда Салина в роли Наташи в опере Александра Даргомыжского «Русалка». Москва, 1885–1888 годы. Московская частная русская опера, Москва. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва

Театр Винтер и Федор Шаляпин

В 1894 году Савва Мамонтов решил открыть Частную оперу вновь. Он собрал свою старую труппу и пригласил несколько новых артистов. Среди них была сестра художника Михаила Врубеля — Елизавета Врубель, а также его будущая жена Надежда Забела. Директором нового театра Мамонтов назначил сестру Татьяны Любатович Клавдию Винтер. Сначала труппа ездила в турне по городам Сибири, Урала и Кавказа, а затем давала спектакли в помещении Панаевского театра в Петербурге. Там меценат и заметил молодого певца Федора Шаляпина, который исполнял партию Гудала в опере «Демоны». Мамонтов сказал о нем: «Слабо развиты верха. Пускай пока привыкает к сцене годика два». Через год артиста пригласили в Императорский Мариинский оперный театр, но выступал он там редко.

Федор Шаляпин в роли Ивана Грозного в опере Николая Римского-Корсакова «Псковитянка». 1909 год. Московская частная русская опера, Москва. Дом-музей Ф.И. Шаляпина, Санкт-Петербург

Летом 1896 года в Нижнем Новгороде проходила 16-я Всероссийская художественная и промышленная выставка. Мамонтов предложил Шаляпину присоединиться к его труппе, которая отправлялась туда на гастроли. 14 мая 1896 года в нижегородском Деревянном оперном театре артисты исполнили «Жизнь за царя» Михаила Глинки. Шаляпин пел партию Ивана Сусанина. После арии «Чуют правду» публика аплодировала, а министр финансов Сергей Витте пришел в ложу к Мамонтову и поблагодарил за находку. На следующий день газета «Волгарь» написала: «Из исполнителей мы отметим г. Шаляпина, обширный по диапазону бас которого звучит хорошо, хотя и не особенно сильно в драматических местах. Играет артист недурно, хотя хотелось бы поменьше величавости и напыщенности». Мамонтов назначил Шаляпину отдельного концертмейстера, попросил начинать день с вокальных упражнений и сам репетировал с ним мизансцены.

Аполлинарий Васнецов. Финал (фрагмент). Эскиз декорации к опере Михаила Глинки «Жизнь за царя». 1896. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва

За три месяца в Нижнем Новгороде труппа показала 106 спектаклей. А 8 сентября Частная опера заново открылась в Москве, в театре Гаврилы Солодовникова (сейчас — Театр оперетты). Шаляпин с помощью Мамонтова выплатил неустойку Мариинке и присоединился к труппе. Меценат говорил: «Феденька, вы можете делать в этом театре все что хотите! Если нужно поставить оперу, поставим оперу. Для вас». Шаляпин мечтал сыграть Ивана Грозного, поэтому решили начать с «Псковитянки» Римского-Корсакова. К тому же до этого оперу ставили только один раз и не очень удачно. Премьера новой постановки прошла 12 декабря. В начале спектакля вместо хора на сцене появился Иван Грозный на коне, посмотрел на публику, и занавес опустился. Затем, как писал писал Владислав Бахревский, «…сцена пошла за сценой. Царь-изверг, узнанный дочерью, превратился в нежного, умиротворенного льва, а в следующей сцене все увидели, что это трус. <…> И вот Грозный — над трупом дочери. Мусолит пальцы, листая молитвенник. Хор поет тихо, скорбно. Стонет зверь, захлебывается рыданиями… Занавес. Жуткая тишина. И только потом уже: рукоплескания, благодарные слезы, восторг».

Федор Шаляпин в роли Ивана Сусанина в опере Михаила Глинки «Жизнь за царя». Москва, 1896–1899 годы. Московская частная русская опера, Москва. Фотография: Василий (Вольф) Чеховский / Мультимедиа Арт Музей, Москва

Римский-Корсаков, Рахманинов и Ипполитов-Иванов

В 1896 году Николай Римский-Корсаков закончил «Садко» — оперу-былину, совершенно новый жанр для мировой музыки. Мариинский театр ее отверг — произведение показалось руководству слишком сложным. И Мамонтов предложил композитору поставить оперу у себя. Римский-Корсаков оговорил условие: «полный оркестр и достаточное число оркестровых репетиций при хорошей разучке». Премьера состоялась 28 декабря 1897 года, публика была в восторге. А критик Николай Кашкин писал в газете «Русские ведомости»: «После «Садко» мы считаем Н.А. Римского-Корсакова решительно не имеющим соперников между современными композиторами в отношении художественного мастерства… Русской частной опере выпала на долю честь и даже историческая заслуга впервые поставить такое замечательное произведение».

Федор Шаляпин в роли Варяжского гостя в опере Николая Римского-Корсакова «Садко». Москва, не ранее 1898 года. Московская частная русская опера, Москва. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург

В 1897–1898 годах в Частной опере прошли премьеры «Опричника» Петра Чайковского, «Хованщины» Модеста Мусоргского, «Бориса Годунова» Римского-Корсакова. Мамонтов писал: «Наблюдается знаменательное явление. Публика резко выражает симпатии к русским операм, а из иностранного репертуара ничего знать не хочет. Хорошо исполненные «Ромео и Джульетта» или «Самсон и Далила» не собирают и трети театра. Словом, князья, бояре, витязи, боярыни, простонародье, скоморохи со сцены не сходят».

А в 1897 году Мамонтов пригласил в Частную оперу Сергея Рахманинова, который только окончил Московскую консерваторию. Он проработал в театре дирижером-постановщиком всего год, но за это время сильно подтянул оркестр и ансамбль. Благодаря этому Римский-Корсаков начал сотрудничать с Русской оперой, там поставили «Майскую ночь» и «Веру Щелогу», а главную роль Марфы в «Царской невесте» композитор написал специально для Забелы-Врубель. Мамонтов же понял, как важно, чтобы Русскую оперу возглавлял профессиональный музыкант.

Савва Мамонтов. Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево», Московская область

Когда Рахманинов оставил театр, его должность занял профессор Московской консерватории Михаил Ипполитов-Иванов. Композитор писал оперы, хорошо знал не только русскую, но и восточную музыку, а еще был учеником Римского-Корсакова. Осенью 1899 года он согласился поставить его «Царскую невесту» — и служил в Частной опере до января 1904 года. За это время он срежиссировал 25 опер, среди них — «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Руслан и Людмила» Глинки, «Мазепа» Чайковского. Во всех постановках он дирижировал сам.

11 сентября 1899 года Савву Мамонтова арестовали за незаконное использование денег Акционерного железнодорожного общества. Любатович и Винтер спешно вывезли из театра имущество, распродали и сдали в аренду. На эти деньги труппа продолжила выступать уже под именем Товарищества Русской частной оперы. В 1900 году суд признал Мамонтова невиновным, однако почти все свое состояние он уже потерял и с трудом поддерживал театр. В январе 1904 года театр закрылся окончательно, но, по словам композитора Бориса Асафьева, его существование стало «поворотным пунктом в истории не только русского оперного спектакля, но и всей истории русской оперной музыки».

Василий Шкафер (слева) в роли Василия Шуйского и Федор Шаляпин в роли Бориса Годунова в опере Николая Римского-Корсакова «Борис Годунов». Москва, 1898 год. Московская частная русская опера, Москва. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Охотники за искусством»: как любители собирали живопись «Охотники за искусством»: как любители собирали живопись

Анастасия Винокурова рассказала о феномене коллекционирования в СССР

Культура.РФ
Почему нельзя будить лунатиков Почему нельзя будить лунатиков

Как себя вести с лунатиками?

ТехИнсайдер
Запрет на разноцветные программы: как в Израиле 20 лет пытались запретить цветное телевидение Запрет на разноцветные программы: как в Израиле 20 лет пытались запретить цветное телевидение

Почему в Израиле было запрещено разноцветное вещание

ТехИнсайдер
Какое авто выгоднее - гибрид или Какое авто выгоднее - гибрид или

Каким водителям выгодно выбрать гибридный привод?

ТехИнсайдер
Это нужно знать перед операцией! Вот как работает анестезия: интересные факты Это нужно знать перед операцией! Вот как работает анестезия: интересные факты

Что происходит с телом человека под воздействием анестезии?

ТехИнсайдер
Под колпаком: как травмирует материнская любовь Под колпаком: как травмирует материнская любовь

Отрывок из книги «Переживание чувств» Сьюзан Кейн

Psychologies
Как сохранить страсть после рождения ребенка: 3 простых шага — укрепите брак Как сохранить страсть после рождения ребенка: 3 простых шага — укрепите брак

Как сохранить близость после появления ребенка, несмотря на все сложности?

Psychologies
В чём отличие шкалы Фаренгейта от шкалы Цельсия и какая из них лучше? В чём отличие шкалы Фаренгейта от шкалы Цельсия и какая из них лучше?

Почему американцы так прикипели к шкале Фаренгейта?

ТехИнсайдер
С едой на С едой на

РПП: что это за зверь такой и как это расстройство проявляется?

VOICE
Зевают все: ученые объяснили, почему люди зевают, когда это делают другие Зевают все: ученые объяснили, почему люди зевают, когда это делают другие

В чем причина заразительности зевания?

ТехИнсайдер
ДНК 4 президентов США отправят в космос. Узнайте, зачем это нужно ДНК 4 президентов США отправят в космос. Узнайте, зачем это нужно

В 21 веке ученые, как никогда раньше, обеспокоены сохранением важной информации

ТехИнсайдер
Как образуются песчаные дюны и почему они вообще существуют Как образуются песчаные дюны и почему они вообще существуют

Ученые до сих пор не понимают, от чего зависят формы песчаных дюн

ТехИнсайдер
4 вида комплиментов, которые нельзя говорить женщинам 4 вида комплиментов, которые нельзя говорить женщинам

Случаи, когда лучше молчать, чем говорить

Maxim
Обеднение почв глобального масштаба Обеднение почв глобального масштаба

Потребление удобрений может сократиться во всем мире

Агроинвестор
Сколько стоила водка в СССР? Сколько стоила водка в СССР?

История изменений цен на водку в СССР трагична и поучительна

Maxim
Калейдоскоп фактур Калейдоскоп фактур

Квартира в стиле «мягкого» и комфортного лофта

Идеи Вашего Дома
Хелена Побяржина: «Валсарб» Хелена Побяржина: «Валсарб»

Необычный роман о личной и исторической памяти

СНОБ
Что такое мезороллер и безопасен ли он в домашнем уходе Что такое мезороллер и безопасен ли он в домашнем уходе

Как пользоваться мезороллером и есть ли смысл пробовать самому?

РБК
Важнее трендов Важнее трендов

Мануэла Бортоламеолли – как детская игра в ателье привела к созданию бренда

Новый очаг
Как доверие в обществе связано с богатством, демократией и долголетием Как доверие в обществе связано с богатством, демократией и долголетием

Как доверие влияет на долголетие, благосостояние граждан и демократию

Forbes
Мариэтта Цигаль-Полищук: «Раньше мне иногда говорили: «Ты прямо Раневская...» Но когда появилось это предложение, я испугалась» Мариэтта Цигаль-Полищук: «Раньше мне иногда говорили: «Ты прямо Раневская...» Но когда появилось это предложение, я испугалась»

Первое время было и страшно, и тяжело. Очень сложно переступить: кто она и кто я

Коллекция. Караван историй
Лидия Метельская Лидия Метельская

Лидия Метельская строит параллельный мир Meowshka из белоснежных котиков

Собака.ru
Брачный обряд: почему обручальное кольцо носят именно на безымянном пальце? Брачный обряд: почему обручальное кольцо носят именно на безымянном пальце?

Вы когда-нибудь думали, почему обручальное кольцо надевают на безымянный палец?

ТехИнсайдер
5 фильмов, которые поймут до конца только те, кто ходил налево 5 фильмов, которые поймут до конца только те, кто ходил налево

Измена — отличная основа для сценария

Maxim
Как поставить живые обои на ПК? Как поставить живые обои на ПК?

Украсить свой рабочий стол красивой анимацией очень просто

CHIP
Без вины невиновный Без вины невиновный

«По правилам и без»: лучшая режиссерская работа Луи Гарреля

Weekend
Созависимые отношения: 5 главных мифов — узнайте правду Созависимые отношения: 5 главных мифов — узнайте правду

Психотерапевт разбирает мифы, связанные с созависимыми отношениями

Psychologies
Ради блога Ради блога

Insight People стало крупнейшим креативным кластером в России

Robb Report
Большая распаковка: почему невозможно отказаться от пластика в России Большая распаковка: почему невозможно отказаться от пластика в России

Можно ли ограничить производство в России товаров из пластика?

Forbes
Звериный оскал капитализма Звериный оскал капитализма

Лихие девяностые в карикатурах журнала «Крокодил»

Автопилот
Открыть в приложении