Прошедший год стал рекордным для российской киноиндустрии

ForbesБизнес

Кино на экспорт. Российские продюсеры научились зарабатывать на китайцах

Прошедший год стал рекордным для российской киноиндустрии: объем продаж на рынки разных стран достиг 1,2 млрд рублей, а самыми активными зрителями оказались жители КНР

Антон Погорельский

Со съемок фильма "Притяжение" режиссера Федора Бондарчука / Фото DR

За последние три года сборы российских фильмов в зарубежном прокате выросли в четыре раза. Об этом говорится в исследовании «Российская киноиндустрия-2017», которое подготовило информационное агентство «Интермедиа» по заказу государственного Фонда кино (отчет есть в распоряжении Forbes).

По данным авторов работы, зарубежные сборы российских фильмов выросли с $11 млн в 2015 году до $44 млн в 2017 году. Одновременно увеличилось количество таких фильмов: если в 2015 году в кинотеатрах разных стран показали 43 фильма российского производства, то в 2017 году — 62 фильма. За тот же срок средний бюджет российских кинолент вырос со 116 млн до 160 млн рублей в год, подсчитали в «Интермедиа».

Ориентация на экспорт

Самым денежным рынком для российских фильмов оказался Китай. За минувший год в китайский прокат вышли пять кинолент, вместе собравшие $12,5 млн. Комбинированная зрительская аудитория составила 2,8 млн человек.

Самым популярным российским проектом в Китае стала «Снежная королева-2. Перезаморозка», собравшая $4,8 млн — этот мультфильм посмотрели более 1,1 млн зрителей в КНР. Второе место заняли «Защитники» с результатом в $2,8 млн и 600 тыс. зрителей. Обе киноленты оказались более успешны за рубежом, чем в России: в случае с «Защитниками» доля доходов от иностранного проката в структуре всех сборов составила 60,9%, в случае со «Снежной королевой-2» — 53,3%.

Рейтинг стран по сборам российских фильмов в 2017 году

Страна Сборы российских фильмов в прокате, $ Доля от общих международных сборов, % Количество российских фильмов в прокате Средние сборы на фильм, $ Количество зрителей, человек
Китай 12 508 765 28,24 5 2 501 753 2 822 459
Мексика 4 138 200 9,34 4 1 034 550 1 774 612
Южная Корея 3 731 716 8,43 7 553 102 594 318
Перу 2 705 212 6,11 6 450 869 923 350
Турция 2 447 403 5,53 4 611 851 797 848
Малайзия 2 338 363 5,28 6 389 727 811 036
Бразилия 2 104 677 4,75 4 526 169 510 788
Франция 1 724 973 3,89 5 344 995 223 270
Германия 1 372 618 3,10 23 59 679 116 870

Российские фильмы смогли проникнуть на зарегулированный и защищенный от экспорта китайский кинорынок благодаря межправительственному соглашению о сотрудничестве. Дело в том, что в Китае действуют жесткие ограничения на зарубежное кино. Для проката некитайских фильмов существуют квоты, проникнуть в которые очень сложно: желающих попасть на огромный рынок КНР много, а мест, которые квота предусматривает для иностранцев — мало. 

Подписанное соглашение гарантирует совместным российско-китайским фильмам попадание в кинотеатры двух стран в обход квот. Иными словами, в КНР фактически признают российско-китайские фильмы китайскими и предоставляют им много сеансов в кинотеатрах. Такое соглашение будет действовать следующие пять лет.

Помимо Китая российские фильмы смогли обеспечить себе крупные сборы в Южной Корее и Мексике. По количеству российских кинолент в прокате лидирует Прибалтика. В 2017 году в Эстонии показали 31 фильм из России, в Латвии – 28, в Литве – 23. На том же уровне оказалась Германия с 23 фильмами из России в прокате. 

Большое разнообразие фильмов не помогло европейским странам занять главенствующее положение в российском киноэкспорте: в плане выручки пять фильмов, показанные в Китае, оказались результативнее Германии с Прибалтикой вместе взятых. В общей сложности на долю Восточной Азии пришлось 39% сборов отечественных фильмов за рубежом. Вместе с Китаем здесь учтены Япония и Тайвань. Второе место в рейтинге регионов заняла Южная Америка (16% международных сборов).

Госфинансирование решает все

Зависимость российской киноиндустрии от государственных денег усилилась. В 2017 году совокупный объем господдержки от министерства культуры и Фонда Кино увеличился до 6 млрд рублей, вычислили в «Интермедиа». Годом ранее госструктуры направили кинопродюсерам 4,82 млрд рублей, в 2015 году — 4,9 млрд рублей. В результате 90% сборов и посещаемости российских фильмов достались кинолентам, созданным на государственные деньги. В 2016 году подобные фильмы аккумулировали 85% сборов, говорится в отчете.

За весь 2017 год Минкультуры профинансировало 70 игровых (художественных) фильмов и 265 мультфильмов, Фонд кино — 48 игровых и девять мультипликационных фильмов.  При этом финансовые успехи российских фильмов за рубежом привели к тому, что Фонд кино изменил ключевой показатель эффективности для кинолент, претендующих на гранты. С 2018 года основным критерием успешности станет объем кинотеатральной аудитории за границей. В теории это стимулирует продюсеров изначально ориентироваться на иностранные рынки сбыта.

Самыми востребованными в прошедшем году стали мультфильмы — они заняли 35% от всего российского киноэкспорта. Доля драм составила 20%, комедий — 15%, фантастических фильмов — 10%. Самым кассовым российским фильмом за границей стали «Защитники» (собрали $7 млн), близкий результат показали «Невеста» ($5,5 млн) и «Снежная королева-2. Перезаморозка» ($5 млн).

Примечательно, что абсолютный рекордсмен 2017 года по сборам внутри России, спортивный блокбастер «Движение вверх», вообще не вошел в топ-20 по сборам за границей. В «Интермедиа» объяснили это тем, что иностранный прокат обычно происходит позже, чем в России, а потому фактические результаты «Движения вверх» за рубежом будут понятны только по итогам 2018 года.

Триумф в российском прокате

В десятку самых кассовых фильмов кинопроката внутри России попали сразу три отечественных проекта: «Движение вверх», «Последний богатырь» и «Притяжение». Драма о советской сборной по баскетболу «Движение вверх» заняла первое место по итогам года с результатом в 2,9 млрд рублей ($51,4 млн). Этот фильм опередил даже блокбастер «Пираты Карибского моря: мертвецы не рассказывают сказки». Последний выпуск голливудской франшизы заработал 2,1 млрд рублей ($37,4 млн) и занял второе место по итогам года.

Фэнтэзийный боевик «Последний богатырь» замкнул тройку лидеров с 1,66 млрд рублей ($28,4 млн) за год. Фантастический триллер о нашествии инопланетян на московский район Чертаново «Притяжение» заработал в прокате 1 млрд рублей ($17,5 млн) и занял десятое место. В двадцатку также попали «Елки новые» со сборами в 859 млн рублей ($14,8 млн).

Совокупный объем российского рынка кинопроката в денежном выражении вырос на 11% по сравнению с 2016 годом и достиг 53,6 млрд рублей ($917 млн). Зрительская аудитория тоже увеличилась на 11,5% и составила 213,5 млн человек, сообщает «Интермедиа». За весь год в прокате шли 578 фильмов, 472 из которых были новинками 2017 года. Средняя посещаемость одного сеанса составила 22 зрителя, средняя стоимость билета уменьшилась с 252,2 рублей в 2016 году до 250,9 рублей.

Доля российских фильмов в прокате в денежном выражении составила 24,3%, в количестве зрителей — 25,6%. Разница объясняется тем, что средняя цена на билет российских фильмов была на 17 рублей ниже иностранных (238 против 255,3 рублей), следует из отчета Фонда кино и «Интермедиа». 

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

От Петра I до коней на Манежной площади: главные работы Зураба Церетели От Петра I до коней на Манежной площади: главные работы Зураба Церетели

Ключевые работы Зураба Церетели, без которых сложно представить облик городов

Forbes
Каково это — попасть в сексуальное рабство Каково это — попасть в сексуальное рабство

История Синтии из Нигерии, попавшей в рабство в России

Esquire
Как приручить маркетинг и использовать его на все 100: объясняет эксперт Дмитрий Бескромный Как приручить маркетинг и использовать его на все 100: объясняет эксперт Дмитрий Бескромный

Как развить свой продукт с помощью digital-маркетинга

VOICE
С любимыми не расставайтесь С любимыми не расставайтесь

Тимур Родригез и его жена Анна

OK!
«Это ведь не считается!»: 3 неочевидных признака эмоциональной неверности, которые опасно игнорировать «Это ведь не считается!»: 3 неочевидных признака эмоциональной неверности, которые опасно игнорировать

Как понять, что вы вот-вот измените, пусть и не в стандартном понимании?

Psychologies
Cosmo-эксперимент: Как жить по максимуму на минимум? Cosmo-эксперимент: Как жить по максимуму на минимум?

Наш автор живет по максимуму на 5000 рублей

Cosmopolitan
Прозрачный бизнес: как Lalique зарабатывает на вазах, молодежи и черепах Прозрачный бизнес: как Lalique зарабатывает на вазах, молодежи и черепах

За 130 лет семейная мануфактура Lalique выросла в многопрофильную корпорацию

Forbes
7 секретов стиля Джареда Лето 7 секретов стиля Джареда Лето

Или как носить только Gucci

Esquire
199-летний попугай и 9 других долгожителей животного мира 199-летний попугай и 9 других долгожителей животного мира

Перед вами 10 животных, проживших невероятно долгие годы

Популярная механика
Ниагарский водопад, США Ниагарский водопад, США

Лютые холода превратили водопадный каскад в набор сосулек

Maxim
Одна вокруг света: чем путешествие в Гану напоминает Кавказ Одна вокруг света: чем путешествие в Гану напоминает Кавказ

21-ая серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко

Forbes
Романтики наших дней Романтики наших дней

Елена Касаткина оформила дом в Подмосковье в духе “романтического классицизма”

AD
Взрослая площадка. Как стать своей в мужской игре Взрослая площадка. Как стать своей в мужской игре

Почему мужчины склонны недооценивать женщин-предпринимательниц

Forbes
Депрессия у подростка: как выявить и чем помочь Депрессия у подростка: как выявить и чем помочь

Депрессия поражает подростков гораздо чаще, чем принято думать

Домашний Очаг
Танки против крепостей Танки против крепостей

Миф об уничтоженных танковых армиях на улицах Берлина

Популярная механика
Чем женский мозг отличается от мужского? Чем женский мозг отличается от мужского?

Психолог Адриана Имж предлагает решить гендерный вопрос с научной точки зрения

СНОБ
Протанцевать семейный кризис Протанцевать семейный кризис

Понять друг друга можно не только с помощью слов. Есть и парный танец

Psychologies
Кто такая доула: зачем нужна помощница в родах и что она делает Кто такая доула: зачем нужна помощница в родах и что она делает

Давай будем честными: рожать - страшно

Cosmopolitan
Заблудился в Америке Заблудился в Америке

Дизельпанк: параллельная вселенная словенского художника Андрея Трохи

Популярная механика
Губительная «цифра»: чем автоматизация вредит бизнесу Губительная «цифра»: чем автоматизация вредит бизнесу

Практика фиксировать результат на бумаге повышает эффективность сотрудников

Forbes
10 вопросов аллергологу 10 вопросов аллергологу

Распространенные вопросы про аллергии мы задали эксперту

Домашний Очаг
Май в Таиланде Май в Таиланде

Таиланд прекрасен в любое время года

Домашний Очаг
Берендеево царство Берендеево царство

Декоратор Марина Гаськова оформила деревянный коттедж на границе дремучего леса

AD
«Их надо обязательно вытаскивать» «Их надо обязательно вытаскивать»

Кто такие украинские политзэки и кого из них освободили

Русский репортер
Следуй за мной: можно ли предотвратить ущерб от инсайдерской торговли Следуй за мной: можно ли предотвратить ущерб от инсайдерской торговли

Банк России уличил в инсайдерской торговле трейдера

Forbes
Как с помощью мануалов помогать людям, воевать с корпорациями и менять законы Как с помощью мануалов помогать людям, воевать с корпорациями и менять законы

iFixit. Мануал на любой случай: от починки ноутбука до замены лампочки

РБК
Олимпиада для умных Каким быть научным и инженерным соревнованиям школьников в цифровой век Олимпиада для умных Каким быть научным и инженерным соревнованиям школьников в цифровой век

Каким быть научным и инженерным соревнованиям школьников в цифровой век

Русский репортер
Все козыри на столе Все козыри на столе

Обычный и подключаемый гибриды, электрокар и автомобиль на топливных элементах

Quattroruote
Как герои стритстайла носят круглые очки Как герои стритстайла носят круглые очки

И с костюмом, и с толстовкой, и с тренчем

GQ
Каравайчук online: в четверг и больше никогда Каравайчук online: в четверг и больше никогда

На snob.ru состоялась премьера – онлайн-трансляция спектакля «Каравайчук»

СНОБ
Открыть в приложении