Кто бы мог подумать, что давние шутки окажутся пророческими

Караван историйЗнаменитости

Наталья Коростелева. Конец главы

Беседовала Виктория Катаева

Фото: А. Ладыгин/РИА Новости/Съемки новогодней программы «Голубой огонек»

отдала тебе лучшие годы своей жизни!" - "А я отдал тебе лучшие страницы моей сберкнижки!" - "Я была дурой, когда выходила за тебя замуж!" - "А я был тогда так увлечен тобой, что этого не заметил!"* Кто бы мог подумать, что давние шутки из юмористического спектакля "Семейные радости" окажутся пророческими? Слава богу, пророком оказалась не я, хотя многие миниатюры, которые исполняли Степаненко, Петросян и артисты его шоу, вышли из-под моего пера, вернее из-под моей клавиатуры.

— С Евгением Вагановичем и Еленой Григорьевной я познакомилась в 1995 году, окончив к тому времени театральную академию в Санкт-Петербурге. Мы сотрудничали более десяти лет, до момента, пока я не начала выступать сольно. Петросян стал моим наставником в профессии, а еще крестным.

Сколько себя помню, всегда всех веселила — родителей, одноклассников, друзей. Еще в школе сочиняла рассказы и явно тяготела к комическому жанру, но не понимала, где свои умения применить. Это сейчас на телевидении множество юмористических передач, куча возможностей для молодого дарования. А двадцать с лишним лет назад выходили всего две — «Аншлаг» Регины Дубовицкой и «Смехопанорама» Петросяна. Юмористов тоже было немного, страна знала их в лицо и по фамилиям: Петросян, Шифрин, Задорнов, Винокур, Клара Новикова, Коклюшкин, Лион Измайлов, Жванецкий, еще несколько имен — и все.

Однажды кто-то посоветовал: «Хочешь научиться писать для сцены, иди к Петросяну». Стала искать его московский телефон. Некий малоизвестный, но лично знавший популярного юмориста автор пообещал помочь, познакомить с ним. Позвал в гости, мол, желает в спокойной обстановке оценить мои рассказы. Пришла с тетрадочками. Он уселся читать, то и дело восторженно повторяя: «Боже, как прекрасно! Вы невероятно талантливы!» Затем отправился на кухню за кофе. Возвращается с чашками на подносе... в костюме Адама. В силу преклонных лет «Адам» был весьма пожухлым, что добавило ужаса ситуации. Я подскочила. «Что же вы хотели, деточка?! — воскликнул он. — За все надо платить, зато познакомлю вас с нужными людьми!» Я была воспитана строго, а тут такое. Закончилось дракой: разбила «Адаму» пепельницей бровь и пулей вылетела из квартиры. Вслед неслось: «Запомни, ничего у тебя не получится, все, что ты пишешь, — бабская тупая ерунда». Меня потом еще долго трясло.

Фото: Б. Кремер/Photoxpress.ru

Через год один из сотрудников театра Петросяна официально представил меня этому человеку, не подозревая, что мы знакомы: «Наташа, наше молодое дарование, пишет номера Евгению Вагановичу». Маэстро выдавил кривую улыбку, а я исподтишка пыталась рассмотреть, остался ли у него шрам над бровью.

А тогда поиски телефона Петросяна успехом не увенчались, зато друзья добыли домашний номер Махмуда Эсамбаева. Вручили со словами «Какая разница — артисты друг друга знают, попроси Махмуда познакомить с Евгением Вагановичем». Согласитесь, комбинация довольно нелепая, тем не менее я позвонила. Трубку взял внук знаменитого танцора: «Деда нет дома, а что вы хотели?» Выслушал мои путаные объяснения насчет Петросяна и сказал, что телефона самого юмориста нет, но есть его директора Юрия Диктовича. Вот так запросто взял и помог абсолютно незнакомому человеку!

Театр Петросяна тогда состоял из самого мэтра и нескольких артистов, подыгрывающих ему в номерах. Среди них и жена — Лена Степаненко. Диктович предложил приехать в офис, и я отправилась в Москву. «Оставляйте свои тексты, — сказал он при встрече, — мы вам позвоним». И надо же, через несколько дней действительно раздался звонок: «Евгению Вагановичу в целом все понравилось, но надо учиться».

Вскоре Диктович устроил мне встречу с Петросяном. В офис на Петровку приехал Михаил Задорнов. Прежде я обоих видела лишь по телевизору, не знала, что они не только коллеги, но и друзья. Читала им рассказ, где был рефрен: «Веселый как дурак». Слушали они благожелательно, иногда хохотали, Михаил Николаевич что-то помечал на салфетке. Потом обратился к Петросяну: «Жень, надо брать, хотя бы поймем, как пишет, что у нее в голове». Сейчас многие девочки работают в юмористическом жанре, а тогда писать миниатюры считалось сугубо мужским занятием, так что меня называют первой женщиной-сатириком на российской эстраде. Приятно конечно. Почти как первая женщина-космонавт, только в юморе.

Фото: Persona Stars/Съемки программы «Голубой огонек»

Задорнов помогал с первым номером «Письмо Ельцину» (дедушка из дома престарелых пишет президенту). Все написала сама, а Михаил Николаевич добавил несколько своих шуток. Объяснял: «Юмор — точная наука, как математика. И знание формул ничуть не сковывает твоего таланта». Однако после постижения азов «математики» меня на время заклинило — перестала смеяться над анекдотами, так как легко просчитывала, «откуда вылетит птичка»: эффект неожиданности исчез.

Ждала, что на концертной афише будет написано: «Автор текста — Михаил Задорнов, при участии Натальи Коростелевой». Изумилась, увидев: «Наталья Коростелева, при участии Михаила Задорнова». Он вообще удивительная личность! Как-то на свой творческий вечер в Кремле пригласил выступить Максима Галкина и Сергея Дроботенко, в то время публике их имена еще ни о чем не говорили. Мы потом долго стебались: мол, Дроботенко с Галкиным собрали Кремль. Выступление в концерте оказалось прекрасным стартом для обоих, зрители их приняли и с тех пор не забывают. Казалось бы, зачем Задорнову выводить на сцену будущих конкурентов? Но я не знаю больше никого, кто бы умел так искренне восхищаться успехами и талантом других.

Задорнов и Петросян стали моими наставниками, однако каждый учил в своей манере. Помню, после концерта старушка из зала — вся какая-то нервная, взъерошенная, похожая на городскую сумасшедшую, — прорвалась за кулисы и требовала автора монолога, то есть меня. Я спряталась в гримерке, но Евгений Ваганович строго велел: «Это зритель — иди общайся!» Пришлось отдать себя на растерзание бабуле. Она долго рассказывала о соседе Семене Макаровиче, который ее затопил, о прочих злоключениях, уверяя, что это очень смешно. Еле вырвалась.

Евгений Ваганович и в жизни бывал довольно жестким. Расскажу такой случай. В Москве поначалу своего угла я не имела, и он помог устроиться в общежитие. Прошло время, я поднакопила денег, и мы пополам с подругой сняли квартиру. Грянул дефолт 1998 года, накопления превратились в пшик, а за квартиру хочешь не хочешь — заплати вперед. Надеялась занять у Петросяна — в счет будущей зарплаты. Не дал: «Ты ведь ушла из общежития, совершила необдуманный поступок — выкручивайся теперь». Пыталась объяснить, что в общежитии тараканы бегают табунами. Аргумент не убедил: «Неважно, ты должна была просчитать риски...» В итоге выручили друзья, а к Евгению Вагановичу я со своими проблемами старалась не обращаться.

Петросян не скрывал восторга перед Задорновым: «Мишка тако-ой фельетон написал! Чума! Писец-гемахт!» «Писец-гемахт» — одно из его коронных выражений. Что означает — не имею понятия, но смысл очевиден: нечто потрясающее. Часто, стоя в кулисах, подзывал: «Иди сюда, посмотри — Мишка ворожит. Как он со зрителями работает!»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Комментарий лозы Комментарий лозы

Все, что вы хотели знать, но стеснялись спросить у сомелье

GQ
С подписью и печатью С подписью и печатью

3D-принтеры обещают изменить правила игры для производителей дорогих часов

Robb Report
Эмили Блант. Прекрасная няня Эмили Блант. Прекрасная няня

Невероятная история истинной английской леди Эмили Блант

Караван историй
Социальный бунт XXI века Социальный бунт XXI века

«Желтые жилеты» требуют уважения и немедленного повышения уровня жизни

Эксперт
«Она любит...» «Она любит...»

Элем Климов и Лариса Шепитько. Красивейшая пара советского кинематографа

GALA Биография
На почве нежности На почве нежности

Гид джентльмена по уходу за домашними растениями

GQ
Виктория Полторак. Американские горки Виктория Полторак. Американские горки

От мужчин я натерпелась. Чаша наполнена до краев

Караван историй
«Шуба - это необходимость»: Татьяна Матюшина о бренде MATU и моде в России «Шуба - это необходимость»: Татьяна Матюшина о бренде MATU и моде в России

Татьяна Матюшина рассказала, как создаются ее экологичные и натуральные шубы

Cosmopolitan
Екатерина Гусева. Очищение через страдания Екатерина Гусева. Очищение через страдания

Интервью с Екатериной Гусевой

Караван историй
Топор плывет Топор плывет

В середине прошлого десятилетия в море вышло судно странной наружности

Популярная механика
Ани Лорак: Ани Лорак:

«Хочу быть счастливой и буду!» — сказала себе однажды Ани Лорак

Караван историй
Тыквенные семечки: польза для мужчин, рецепты и правила употребления Тыквенные семечки: польза для мужчин, рецепты и правила употребления

Чем полезны тыквенные семечки

Playboy
«Любой поступок мужчины – мужской» «Любой поступок мужчины – мужской»

Герой нашего времени Сергей Шнуров. Что это значит – быть настоящим мужчиной

Playboy
Как игровые облака убьют приставки и геймерские компьютеры Как игровые облака убьют приставки и геймерские компьютеры

Как игровые облака убьют приставки и геймерские компьютеры

Forbes
Прожектор Shortparis Прожектор Shortparis

Встреча в фуд-корте с главной авангардной группой поколения Shortparis

Esquire
Работаешь в опенспейсе? 6 строгих правил, нарушив которые, станешь изгоем Работаешь в опенспейсе? 6 строгих правил, нарушив которые, станешь изгоем

О новом типе работника — идиот в опенспейсе

Playboy
Теплое свечение Теплое свечение

О мотивах участия в благотворительности и помощи друг другу

Лиза
Простор для выбора Простор для выбора

Мы испытали обновленный Nissan X-Trail с бензиновым мотором и дизелем

АвтоМир
Она вернется Она вернется

«СтарХит» раскрывает детали предстоящего шоу Аллы Пугачевой

StarHit
Враг у ворот. Почему нужно прощать жесткость руководителю Враг у ворот. Почему нужно прощать жесткость руководителю

Существуют ситуации, когда жесткость просто необходима

Forbes
Техническое зазеркалье: как рождается современное искусство Техническое зазеркалье: как рождается современное искусство

«Звуковая» татуировка Дмитрия Морозова

Популярная механика
Дорога в мое завтра Дорога в мое завтра

В реальности многое оказывается не таким, как в фантазиях

Psychologies
Спасибо, не надо: женщины не хотят работать в «тяжелых индустриях» Спасибо, не надо: женщины не хотят работать в «тяжелых индустриях»

Никаких объективных запретов в области женского труда скоро не останется

Forbes
Свинство и говядство: 6 фактов о заморозке мяса, которые ты обязан знать Свинство и говядство: 6 фактов о заморозке мяса, которые ты обязан знать

Как правильно замораживать мясо и рыбу?

Playboy
Брюс Бэннер Брюс Бэннер

Правила жизни ученого и супергероя Брюса Бэннера

Esquire
Здравствуй, Дедушка Мороз! Здравствуй, Дедушка Мороз!

Что заставило трех взрослых девушек поверить в чудеса

Grazia
«Вся эта топливная история — она про неравенство» «Вся эта топливная история — она про неравенство»

Почему рост цен на топливо вызывает острое недовольство в разных странах мира

Огонёк
С миру по нитке С миру по нитке

Петросян и Вайкуле помогают Бандурину, который лишился всего в пожаре

StarHit
Патрик Уилсон: «Не уверен, что у меня еще будет возможность сняться в супергеройском фильме» Патрик Уилсон: «Не уверен, что у меня еще будет возможность сняться в супергеройском фильме»

Интервью с Патриком Уилсоном, главным злодеем в «Аквамене» Джеймса Вана

GQ
В голос В голос

Кто спас Пелагею от потери голоса. Звездный врач Лев Рудин

StarHit
Открыть в приложении