Праздники, традиции которых уходят в язычество

Культура.РФКультура

Какие современные праздники сохранились от языческих обрядов?

Отвечает Маргарита Ковынева, автор портала «Культура.РФ»

0:00 /
213.476
Иван Соколов. Ночь на Ивана Купалу. 1856. Нижнетагильский художественный музей изобразительных искусств, Нижний Тагил, Свердловская область

В наши дни продолжают отмечать некоторые праздники, традиции которых уходят в язычество. Самые популярные среди них — Святки, Масленица и день Ивана Купалы.

Святки наступают в канун Рождества, 6 января, и длятся до Крещения, которое приходится на 19 января. Святочные дни связаны с обрядами, поверьями и магическими ритуалами. В старину Святки считали опасным временем: верили, что потусторонние силы и нечисть выходят из преисподней и свободно передвигаются, крадут месяц и звезды и пугают людей. Святочные обряды и запреты помогали уберечься от злых духов, не навести на себя их гнев. В народе считали, что события, которые случаются в это магическое время, влияют на весь будущий год. Поэтому на Святки не давали денег взаймы, чтобы не раздавать их весь год, и готовили много блюд, чтобы избежать голода. По вечерам и ночью молодые люди колядовали: ходили по домам, пели песни-колядки и получали угощение.

Борис Кустодиев. Зима. Масленичное катание. 1919. Частное собрание
Абрам Архипов. В весенний праздник. 1913. Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки, Москва
Григорий Гуркин (Чорос-Гуркин). Ночь жертвы. Камлание. 1895. Частное собрание

Масленицу считали границей зимы и весны. По мнению ряда историков, до принятия христианства Масленица была приурочена ко дню весеннего равноденствия в конце марта, а позднее ее стали праздновать перед Великим постом. Праздничные обряды и обычаи — ряженье, чучело и костры, народные гулянья, катание на санях — сохранили в себе элементы языческой мифологии. На Масленичную неделю много ели, особенно блины и лепешки, так как считали, что чем обильнее будет угощение, тем богаче будет год. Главное предназначение Масленицы, по мнению исследователей, — символическое умножение, например, урожая, скота или домашней птицы. Филолог и фольклорист Владимир Пропп отмечал, что «празднование это носило аграрно-магический характер в целях способствовать плодородию земли и размножению всего живого, то есть что Масленица по своему происхождению и исконному смыслу есть продуцирующий обряд».

Николай Кузнецов. В праздник. 1879. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Алексей Корзухин. Канун Рождества. 1869. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Николай Сверчков. На Масленице. XIX век. Луганский областной художественный музей, Луганск, Украина

День Ивана Купалы отмечают во время летнего солнцеворота, когда дни становятся очень длинными, а природа входит в самую силу. В церковной традиции Купала соединился с днем Иоанна Крестителя — 7 июля. В старину в купальскую ночь искали волшебные растения, разводили костры и жгли их до утра. Девушки прыгали через огонь: считалось, что пламя помогает очиститься и защититься от болезней. Знахари и колдуны собирали целебные травы, которые именно в эту ночь получали особую лечебную силу. Со временем элементы праздника изменились, многие из них утратили первоначальное значение, однако и сегодня огонь и вода остаются главными атрибутами дня Ивана Купалы.

Константин Трутовский. Колядки в Малороссии. Не позднее 1864. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Константин Маковский. Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге. 1869. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Портал «Культура.РФ» благодарит за вопрос читательницу Ольгу из Москвы.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении