Как журналистка «Эха Москвы» продала «Яндексу» «русскую Quora»
Проект журналистки Тони Самсоновой за четыре года собрал аудиторию в 10 млн уникальных пользователей в месяц, привлек $1 млн от инвесторов, научился зарабатывать и наконец стал частью поискового гиганта
Любимый вопрос я задала анонимно, поэтому не буду про него рассказывать. Но мне ответили!» — заверяет Forbes основательница TheQuestion Тоня Самсонова. Всего на сервисе, созданном менее пяти лет назад сотрудницей радио «Эхо Москвы», — 700 000 вопросов и ответов, написанных пользователями. 12 марта «Яндекс» объявил о покупке TheQuestion — теперь проект будет развиваться внутри экосистемы корпорации. Forbes вспомнил историю самого известного русскоязычного аналога Quora и узнал у участников сделки, чего они ждут от слияния.
Продукт для полумиллиарда
«В самом начале мы писали в презентациях, что наша цель — 500 млн уникальных пользователей в месяц, и с этим шли к потенциальным инвесторам», — Тоня Самсонова со смехом вспоминает амбиции команды TheQuestion в момент основания проекта, летом 2014 года.
За год до этого она перебралась в Лондон и успела разочароваться в традиционной журналистике. При этом Самсоновой хотелось остаться в медиа — так родилась концепция сервиса вопросов и ответов. Помог опыт в проекте Slon.ru (ныне — Republic), вспоминала предпринимательница в интервью Zima Magazine: «[В Slon.ru] за разъяснением некоторых вопросов мы иногда обращались не к авторам, а к экспертам, которые профессионально разбираются в историях, требующих ясного объяснения».
Для подготовки к старту проекта Самсонова на месяц вернулась в Россию — за это время она успела собрать команду и убедиться, что из ее идеи может получиться бизнес. Журналистских контактов, собственных накоплений и инвестиций хватило на запуск для широкой аудитории весной 2015 года. С самого начала база вопросов и ответов стала стремительно расти (количество экспертов за первый год работы выросло до 80 000), а вместе с ней — и аудиторные показатели.
Именно увеличение числа пользователей Самсонова называет «важнейшими вехами» развития TheQuestion. «Каждый стартап помнит свой первый миллион «уников», а я — даже первые 100 000. Это казалось невероятным!» — признается она. По словам основательницы TheQuestion, рост аудитории был важен, поскольку «людям, которые отвечают на вопросы, важно понимать, какому количеству пользователей они помогают, важен объем собственной пользы». За первые два года работы аудитория TheQuestion в итоге выросла в 20 раз — до 4 млн пользователей в месяц, писал в 2017-м портал Inc. К марту 2019-го показатель вырос еще в 2,5 раза — до 10 млн, говорит Самсонова. Но в последние месяцы бурный рост прекратился: с октября по январь число визитов выросло всего на 8% — с 15,6 млн до 16,9 млн, а в феврале и вовсе упало на 16% к январю — до 14,2 млн, свидетельствуют данные Similarweb.