Как женщины борются со стереотипами о внешности и возрасте на рабочем месте
Внешне привлекательные сотрудники чаще воспринимаются как более компетентные, и в отношении женщин этот стереотип только усиливается. Консультант в области возрастного разнообразия и построения межпоколенческих команд Татьяна Дроздова рассказывает о нем на примере пассажирских авиаперевозок — сферы, где женщины до сих пор сталкиваются с сильнейшей дискриминацией по внешности и возрасту.
Пэм Кларк работала парикмахером, но к 50 годам, когда дети подросли, решила, что хочет попробовать себя в профессии мечты, — и стала стюардессой. Сейчас ей 73 года, и она — сотрудник авиакомпании EasyJet и амбассадор их инициативы по найму людей 45+. Но, к сожалению, ее пример — пока что исключение.
Несмотря на то, что женщины во всем мире продолжают бороться за гендерное равенство на рабочих местах, некоторые формы дискриминации все еще остаются в тени: это эйджизм и лукизм. Эйджизм — дискриминация человека по возрасту; лукизм — дискриминация, основанная на внешности.
Хотя эта проблема затрагивает как женщин, так и мужчин, зачастую именно женщины несут на себе основную тяжесть такого дискриминационного поведения, поскольку их часто судят более сурово, чем их коллег-мужчин.
Эти две формы дискриминации могут оказать значительное влияние на работниц в отраслях, где традиционно большое внимание уделяется внешнему виду, таких, как туризм и гостеприимство, а также в области обслуживания клиентов в целом. Одной из таких отраслей является авиаиндустрия, где бортпроводницы часто сталкиваются с давящими требованиями к своей внешности и поощрением сексуализированного поведения с клиентами. Периодические выступления стюардесс и утечки корпоративных политик свидетельствуют: эта отрасль — образец эйджизма и лукизма.
Как проявляются эйджизм и лукизм
На рабочем месте эйджизм и лукизм могут проявляться по-разному. Например, работодатели могут с большей вероятностью нанимать более молодых или привлекательных кандидатов, чем старших или обладающих неконвенциональной внешностью. К сотрудникам также могут применяться строгие правила внешнего вида: если соблюдать их трудно или невозможно, это приводит к дискриминации членов команды, которые не соответствуют стандартам.
Согласно опросу, проведенному Американской ассоциацией пенсионеров в 2018 году, два из трех работников старше 45 лет сталкивались с дискриминацией по возрасту на рабочем месте. Хотя это исследование было сосредоточено на Соединенных Штатах, аналогичные результаты можно найти по всему миру. По опросу портала SuperJob в России, именно кандидаты предпенсионного возраста испытывают максимальные сложности при поиске работы.
Что касается лукизма, исследование, проведенное экономистами из Техасского университета в Остине, говорит о том, что у конвенционально привлекательных людей больше шансов устроиться на работу и получать более высокую зарплату, чем у их менее привлекательных коллег. Эта проблема усугубляется для женщин. Исследование, проведенное в университете Мемфиса, показало, что студенты выше оценивают работу более привлекательных преподавательниц, в то время как на оценку работы педагогов-мужчин их внешность не влияла. В России каждый третий сталкивался с «бьюти-буллингом» — агрессивным обсуждением внешности, и женщины оказываются в таких ситуациях на 20% чаще.