Как Мелинда Гейтс превратила Microsoft в компанию, где не страшно произнести: «Я был неправ»
В издательстве «Бомбора» выходит книга Мелинды Гейтс «Момент взлета. Истории женщин, которые бросили вызов патриархальному обществу». Forbes Woman публикует отрывок, в котором Мелинда рассказывает, какой токсичной была атмосфера в Microsoft в 1980-е и как ей удалось изменить корпоративную культуру благодаря единомышленникам
Мелинда Гейтс, сегодня наиболее известная в роли соучредительницы и сопредседательницы Фонда Билла и Мелинды Гейтс, начинала карьеру в Microsoft, где занималась разработкой ряда продуктов. Свой опыт она описывает в одной из глав книги «Момент взлета. Истории женщин, которые бросили вызов патриархальному обществу». Гейтс признается, что в какой-то момент почувствовала эмоциональное истощение и собиралась уйти, — настолько агрессивной была атмосфера в компании. Но вместо этого решила: «Быть собой — это значит не быть фальшивкой просто ради того, чтобы вписаться. Использовать свои таланты, придерживаться своих ценностей, выражать свою точку зрения, защищать свои права и ни за что не жертвовать уважением к самому себе. В этом и есть сила». В этом отрывке — ее рассказ о том, как она нашла в себе силы создать иную, более дружелюбную корпоративную культуру.
Я была руководителем подразделения группы продуктов Microsoft Bob. (Вы что, не помните Microsoft Bob?!) Мы надеялись, что он сделает Windows более удобной для пользователей. Это был провал. Критики из сферы технологий разнесли его в пух и прах. Мы уже анонсировали продукт и знали, что столкнемся с некоторыми препятствиями перед первой публичной демонстрацией, поэтому я вышла на сцену в футболке с надписью «Microsoft Bob» спереди и ярко-красной мишенью сзади. И они попали в цель. Удар пришелся прямо в яблочко. Но вы просто не можете оценить то, чему вы учитесь, когда становитесь лицом провалившегося проекта.
В компании была шутка, что вы не дождетесь повышения, пока не потерпите первый большой провал. Не совсем правдивое, но полезное утешение в трудную минуту.
К счастью, большинство моих других неудач не были такими публичными или болезненными, как эта. Но все они определенно пошли мне на пользу. В результате я совершила непозволительную ошибку: потратила те деньги, которые тратить было запрещено. Черт! Это совсем не то, что хотелось бы сделать хорошей девочке-католичке, сидящей в первых рядах и получающей хорошие оценки, особенно когда она новенькая в компании, где работают практически одни мужчины. Не только мой менеджер, но и менеджер моего менеджера обрушили на меня свой гнев. Я попыталась объяснить, что я консультировалась с администратором об этой процедуре. Всем было все равно. На это не было времени.
Вскоре после случившегося я участвовала в совещании с тем же менеджером, и он задавал мне вопросы о том, как мы должны оценить наш новый продукт. Я не могла назвать конкретное число — стоимость проданных нами товаров, являющееся ключевым показателем, который менеджер по продуктам должен знать до последнего цента. Дело было не только в том, что я не знала этого числа. Это не являлось такой уж большой проблемой. Самая большая проблема заключалась в том, что я недостаточно хорошо понимала своих клиентов и не знала, сколько они будут готовы заплатить. Я поняла, что с этого момента мне нужно знать все ключевые цифры и мне чертовски важно понимать, откуда они взялись и почему они важны.
После этой встречи я подумала: «Ух ты, возможно, я и не выживу после всего этого».
Помню, как я спросила несколько человек:
— Смогу ли я когда-нибудь вернуть доверие этого парня?
Это заняло некоторое время, но я восстановила с ним отношения, и в итоге все сложилось лучше, чем если бы я тогда правильно рассчитала расходы и знала номер телефона, о котором он спрашивал. Ничто так не обостряет мое внимание, как ошибки.
Этот опыт и реальные возможности роста заставили меня понять, почему менеджер IBM убеждала меня принять приглашение на эту работу. Работа в компании захватывала дух и бросала один вызов за другим. Я многому научилась, но что-то во всем этом мне казалось неправильным. Через полтора года я начала подумывать об уходе.