Как инженер-ядерщик с русскими корнями придумала «умную» карту деловых связей и попала в список Forbes
28-летняя Екатерина Парамонова попала в рейтинг «30 до 30» американского Forbes. Большую часть жизни она прожила в США, где отучилась в MIT, но успела пожить в Швейцарии и Гане, а потом вместе с партнером Ержаном Каратаевым из Казахстана запустила стартап Centrly, который работает на основе искусственного интеллекта и помогает деловым партнерам из разных сфер и стран находить друг друга. Продуктом уже заинтересовались крупный игрок в сфере альтернативной энергетики и несколько американских акселераторов.
Среди 600 номинантов глобального рейтинга «30 перспективных деятелей до 30 лет» по версии американского Forbes встречаются люди с вполне российскими именами. Например, Катя Парамонова, соосновательница стартапа Centrly, которая родилась в российской семье, и ее партнер Ержан Каратаев — уроженец Казахстана, который недавно перебрался в Японию.
Работая по найму, Катя заметила, что компаниям часто трудно выйти на нужного специалиста, а стартапы не понимают, в какой фонд им разумнее обращаться в поисках инвестиций. И решила придумать систему, которая будет создавать такие деловые связи автоматически, подсказывая, как лучше построить нетворкинг.
Знакомый свел ее с программистом японской IT-компании Rakuten Ержаном Каратаевым, который тоже загорелся идеей и взял на себя функцию разработки. За восемь месяцев существования проект успел выполнить два бесплатных заказа для компании в сфере альтернативной энергетики и американского акселератора и заключить два коммерческих контракта на общую сумму $4500. В 2021 году основатели планируют доработать технологию, а к 2022-му получить $3,6 млн выручки.
Повсюду иностранка
Нетипичную для девушки профессию инженера-ядерщика Катя Парамонова выбрала «по зову крови» — ее дед был задействован в ликвидации последствий чернобыльской зоны после аварии в 1986-1988 годах, а отец Дмитрий Парамонов, тоже инженер по ядерной технике, по приглашению исследовательского университета Нью-Мексико в начале 90-х отправился с женой Вероникой, IT-разработчиком, в США, где и осел. В городе Альбукерка штата Нью-Мексико родилась Екатерина. Учиться она пошла по стопам отца и деда — на факультет ядерной инженерии Массачусетского технологического института (MIT).
Спустя 20 лет после переезда в Америку родители Парамоновой «по зову сердца» вернулись в Россию — ее отец Дмитрий Парамонов сейчас занимает должность руководителя проектного офиса по развитию продукта АЭС в «Росатоме», мать с 2014 по 2017 годы работала главой IT-департамента в «Поликлинике №1» при Управлении делами президента, сейчас изучает облачные технологии и ищет работу. Екатерина тогда была на третьем курсе MIT и уже успела в рамках одного из учебных проектов побывать в Гане и в России, где проходила летнюю стажировку в университете МИФИ и навещала родственников. Но поехать за родителями не захотела.
Окончив бакалавриат в 2013-м, Катя поступила в магистратуру MIT по своей же специальности. Но задержалась там всего на несколько месяцев: «Я поняла, что программа очень похожа на то, что я уже проходила, поэтому бросила обучение. Подумала, что мне интересно все-таки какое-то время пожить и поработать в другой стране».
Один из профессоров Массачусетского института Эдвард Кроули, с которым была знакома Парамонова, еще в 2011 году по приглашению фонда «Сколково» стал президентом и первым ректором Сколковского института науки и технологий (Сколтеха). Он пригласил Екатерину в Россию на позицию проектного менеджера (в «Сколтехе» работу Парамоновой на этой позиции подтвердили). Оставаться надолго в России, впрочем, она не планировала — хотела переехать в Европу и получить там магистерскую степень. В конце 2014-го Катя уволилась из «Сколтеха» и поступила в Федеральную политехническую школу Лозанны, на два года перебравшись в Швейцарию.
Но на месте ей все равно не сиделось: перед поступлением в Швейцарию и во время обучения Катя дважды съездила в Индию как турист и на трехмесячную летнюю стажировку в компанию-поставщика солнечной энергии Simpa Energy (сейчас входит в состав французского энергетического гиганта ENGIE). Эти поездки «изменили ее жизнь»: Екатерина поняла, что «научилась и наработалась» и хочет запустить собственный бизнес.
Стартапер из кладовки
В поисках бизнес-идеи Катя вспомнила о сложностях в сотрудничестве людей и компаний из разных стран, на которые она обращала внимание во время работы и учебы. Так, однажды Парамонова помогла запуску совместного проекта MIT и МИФИ, просто познакомив специалистов двух институтов. «То, что дело сдвинулось с мертвой точки, когда я просто лично связала людей, показалось мне смешным, — вспоминает она. — Я представила, насколько много таких случаев и насколько медленно развивается потенциальное сотрудничество между компаниями из-за этого». По ее словам, люди по крупицам собирали информацию из LinkedIn, через «холодный» поиск в Google и даже если находили компанию, к которой хотели обратиться, стучались часто не к тому человеку, которого мог бы заинтересовать запрос. «С этим надо было что-то делать», — заключила Катя.
В процессе подготовки магистерской дипломной работы в Швейцарии она изучала социально-сетевой анализ