Есть два способа увеличить стоимость бизнеса

ForbesБизнес

Как хорошая легенда повышает стоимость бизнеса

Есть два способа увеличить стоимость бизнеса: приобрести материальные активы или придумать невероятную историю, пробуждающую интерес к продукту

Роман Масленников

1-gettyimages-115183082.jpg__1539944039__85174.jpg
Извержение вулкана «Эйяфьятлайокудль». Фото Ingólfur Bjargmundsson / Getty Images

Большинство предпринимателей уверены, что стоимость бизнеса — это суммарная стоимость всех входящих в него активов: земли, помещений, техники и оборудования, базы поставщиков и клиентов, лицензий, и т. д. В какой-то степени такой подход корректен: базовая стоимость действительно складывается из активов. Но после этого она умножается на «коэффициент интересности бизнеса». А этот коэффициент формируется из нематериальных составляющих: репутации компании, известности ее продукта, истории предприятия.

Миллионы на булыжниках

В 1975-м году Гэри Даль построил уникальный бизнес: он закупал обыкновенные недрагоценные камни, после чего продавал их так, как продают домашних животных. Каждый камень он упаковывал в специальную картонную коробку — такую же, как используется для живых питомцев, с прорезями и знаками «осторожно» — и продавал по $3,95 за штуку. К каждой коробке прилагалось руководство по содержанию «питомца», которое на самом деле и было настоящим продуктом: небольшая книга, написанная самим Далем, была полна шуток и забавных парадоксов. Интерес публики к продукту Pet Rocks продержался всего полгода, однако за это время Даль реализовал более 5 миллионов камней, что принесло ему $15 млн и сделало обычного редактора-фрилансера миллионером.

Материальные активы предприятия Даля практически ничего не стоили, но парадоксальная концепция товара и интересная история позволила Гэри получать по $3 с каждого камня. Сегодня сторителлинг используется повсеместно: например, бокал бельгийского пива KWAK будет стоить около $10, но ровно то же самое пиво с фирменной подачей в стакане-колбе обойдется уже в $15. Продукты, фармацевтика, парфюмерия — сторителлинг применяется практически в каждой отрасли. Например, в аромате Gabrielle Chanel (2017-й год создания) «прослеживаются нотки Шанели №22 с почти вековой историей», и это описание уже делает духи дороже.

При этом речь не идет о манипуляции или обмане относительно характеристик товара. Скорее, это умение сделать свой продукт интересным для аудитории. Красивая легенда для товара или услуги, провокационный слух о компании — сработать могут любые инструменты. Например, в 2016-м году был выставлен на продажу белорусский стартап MSQRD. Фирму в считанные дни выкупил Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), причем произошло это сразу после появления слуха о том, что компанию собирается приобрести Apple. Возможно, речь всего лишь о совпадении, но слух появился очень уж своевременно.

Land Rover и сардины

Первое, что важно понимать: красивая легенда и PR — это множитель стоимости вашего бизнеса. Чтобы этот множитель был эффективным, нужна хорошая база. Если вы можете сделать свой продукт лучше с материальной точки зрения — по характеристикам, упаковке, цене и т. д. — в первую очередь займитесь этим. И только потом, когда продукт станет практически идеальным, перебрасывайте силы на продвижение.

Начните с легендирования компании. Интересные факты, мифы, история возникновения бренда — подойдет все, что может вызвать интерес и привлечь внимание к компании. Например, считается, что подгузники Pampers появились на свет практически случайно: Виктор Миллз просто хотел придумать полезную вещь для своих внучек, а потом поделился достигнутым результатом с миром. Какова была подлинная мотивация инженера Procter & Gamble, неизвестно, но легенда о заботливом дедушке и его внучках охотно распространяется компанией. Мотив заботы о детях и «семейного» происхождения вызывает симпатию к бренду, способствуя продажам.

Другой пример: согласно легенде, эмблема Land Rover появилась из-за того, что один из инженеров забыл на столе с чертежами свой обед — овальную банку с сардинами. На бумаге остался масляный отпечаток, и всем показалось, что он выглядит очень интересно. Случайно получившийся «логотип» доработали, и на свет появилась эмблема, которая стала одной из самых известных в мире. Это интересная история, которая привлекает к бренду внимание, запоминается и способствует повышению узнаваемости компании.

Часы из пепла

Попробуйте привлечь внимание к своему продукту, выпустив товар премиум-класса. Так поступили в часовой компании Romain Jerome, выпустив часы Eyjafjallajokull DNA с отделкой из пепла и застывшей лавы вулкана Эйяфьятлайокудль. CEO компании Мануэль Эмш проявил поистине журналистскую оперативность, представив готовый экземпляр часов всего через месяц после знаменитого извержения 2010 года. Абсолютно уникальная вещь с интересной историей подстегнула интерес к бренду, и общий уровень продаж компании Romain Jerome резко возрос.

Интересно, что для такого эффекта не всегда нужна новинка — иногда достаточно пересмотреть подход к продвижению уже существующего товара. В начале 80-х у обувной компании Timberland были тяжелые времена: фирма выпускала отличные туфли-лодочки, которые стоили дешевле, чем продукция лидирующей в отрасли Topsiders, но не пользовались спросом. Ситуация изменилась, когда Timberland подняла цену на свои товары в несколько раз и сделала акцент на том, что это туфли нового качественного уровня. Продажи резко пошли вверх.

Книга рекордов пивовара

Если вы выпускаете товар, для которого сложно создать уникальную историю, задумайтесь о привлечении внимания к бренду в целом. Такое решение приняли в Guinness: в 1955-м году производитель пива выпустил первое издание своей «Книги рекордов», которая моментально стала бестселлером. Бренд получил доход и с продаж книги, и со значительно выросших продаж пива — марка Guinness моментально стала «весить» больше, чем ближайшие конкуренты.

Грамотно спланированная и проведенная PR-кампания способна в несколько раз увеличить стоимость бизнеса буквально за считанные дни. Универсальных решений в этой области не существует, всегда нужно работать с конкретной компанией и конкретным продуктом, но общие принципы остаются одними и теми же: сделайте бизнес интересным, расскажите о нем максимально широкой аудитории и наблюдайте рост стоимости своих активов.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Олененок»: как история о неудачливом комике и его сталкерше стала суперхитом Netflix «Олененок»: как история о неудачливом комике и его сталкерше стала суперхитом Netflix

«Олененок»: шоу, которое внешней комедией исцеляет внутреннюю драму

Forbes
«Сложно любить, когда ничего не угрожает» «Сложно любить, когда ничего не угрожает»

В российский прокат выходит фильм «Холодная война» Павла Павликовского

Огонёк
«Забот меньше, зарабатываю столько же»: топ-менеджеры о том, почему выбрали понижение в должности и стали разработчиками «Забот меньше, зарабатываю столько же»: топ-менеджеры о том, почему выбрали понижение в должности и стали разработчиками

Специалисты рассказали, почему решили спуститься вниз по карьерной лестнице

VC.RU
Светить всегда, светить везде! Светить всегда, светить везде!

8 ноября состоялась третья Церемония вручения премии ОK! «Больше чем звёзды»

OK!
Что общего между сериалом «Черное зеркало» и нравственным императивом Иммануила Канта Что общего между сериалом «Черное зеркало» и нравственным императивом Иммануила Канта

Каким был Иммануил Кант и почему его идеи актуальны сегодня

СНОБ
Сыроварение в домашних условиях: как разбогатеть на производстве сыра Сыроварение в домашних условиях: как разбогатеть на производстве сыра

Если вы слишком любите сыр и хотите на нем, наконец, заработать

Playboy
Сердце машины: как продлить жизнь железного коня? Сердце машины: как продлить жизнь железного коня?

Новейшие автомобильные двигатели стремительно... деградируют

Популярная механика
Выбираем телефон для ребенка 7-8 лет в школу: смартфоны и не только… Выбираем телефон для ребенка 7-8 лет в школу: смартфоны и не только…

Возраст 7-8 лет – тот самый, когда у ребенка может появиться свой телефон

CHIP
Право руля: почему мы до сих пор управляем автомобилями Право руля: почему мы до сих пор управляем автомобилями

Право руля: почему мы до сих пор управляем автомобилями

Популярная механика
5 автомобилей-амфибий, которые вы можете купить прямо сейчас 5 автомобилей-амфибий, которые вы можете купить прямо сейчас

Прямо сейчас можно купить автомобиль-амфибию, причём выбор достаточно велик

Популярная механика
Как обернуть гонку вооружений на благо России Как обернуть гонку вооружений на благо России

Что делать, если армия раздута, а деньги тратятся неэффективно

Forbes
Как настроить онлайн-банк, чтобы вас не могли обворовать Как настроить онлайн-банк, чтобы вас не могли обворовать

Ликбез о защите онлайн-платежей

CHIP
Производственная история: как экс-глава «Фосагро» строит бизнес в Пикалёво Производственная история: как экс-глава «Фосагро» строит бизнес в Пикалёво

На заводах моногорода Пикалёво Волкову пришлось бороться со схемами краж

Forbes
Почему сексизм в рекламе так сложно искоренить Почему сексизм в рекламе так сложно искоренить

Почему 7 из 10 женщин чувствуют, что реклама делается не для них

Forbes
Что носили мужчины на этой неделе Что носили мужчины на этой неделе

На этой неделе наши герои стремились остаться неузнанными

GQ
Как Конор Макгрегор сделал Хабиба Нурмагомедова мультимиллионером Как Конор Макгрегор сделал Хабиба Нурмагомедова мультимиллионером

Как Конор Макгрегор сделал Хабиба Нурмагомедова мультимиллионером

Forbes
АЗС нашли способ скрыто повышать цены на бензин через отмену скидок АЗС нашли способ скрыто повышать цены на бензин через отмену скидок

АЗС нашли способ скрыто повышать цены на бензин через отмену скидок

Forbes
10 неожиданных вещей, которые можно найти в пещерах 10 неожиданных вещей, которые можно найти в пещерах

Что можно найти в современных пещерах?

Популярная механика
Три вида эмпатии: в чем разница и как их освоить Три вида эмпатии: в чем разница и как их освоить

Психологи выделяют три вида сочувствия

Psychologies
Красиво жить не запретишь! Красиво жить не запретишь!

Звезды подскажут, как расстаться с лишними сбережениями весело, красиво и быстро

Лиза
«Давайте разделимся!» 19 типичных (и дурацких) моментов в хоррорах «Давайте разделимся!» 19 типичных (и дурацких) моментов в хоррорах

Персонажи из хорроров во все времена славились своей «железной логикой»

Playboy
В стиле В стиле

Темой бала-перформанса AfterHalloween 2018 стал "Титаник"

Cosmopolitan
Топ-6 тостеров для вкусного завтрака: от недорогих до премиальных Топ-6 тостеров для вкусного завтрака: от недорогих до премиальных

Представляем вам подборку отличных тостеров в разных ценовых категориях

CHIP
Анна Слю: «Желание нравиться – важная составляющая моей профессии» Анна Слю: «Желание нравиться – важная составляющая моей профессии»

Анна Слю рассказала, почему любая критика в интернете ей безразлична

Grazia
Гордон и предубеждение Гордон и предубеждение

Интервью со звездным шеф-поваром и повелителем «Адской кухни» Гордоном Рамзи

Cosmopolitan
Преодолевая мифы: что делать с неравенством в развитии российских регионов Преодолевая мифы: что делать с неравенством в развитии российских регионов

Реформы в России должны учитывать различия регионов

Forbes
Остап Сулейман Берта Мария Бендер был! История реального прототипа великого комбинатора Остап Сулейман Берта Мария Бендер был! История реального прототипа великого комбинатора

Ильф и Петров списали своего героя с вполне реального одессита Остапа Шора

Maxim
Алкогений: Михаил Шолохов Алкогений: Михаил Шолохов

Благодаря Шолохову способность выпить много водки приравнялась к патриотизму

Maxim
«Двойник Месси» выскочил на поле во время матча «Спартака», чтобы разобраться с Глушаковым (видео) «Двойник Месси» выскочил на поле во время матча «Спартака», чтобы разобраться с Глушаковым (видео)

О конфликте между фанатами и капитаном футбольного «Спартака» Денисом Глушаковым

Maxim
Must do на африканских островах Must do на африканских островах

Экстрим или релакс? Отдохнуть на Маврикии или устать на Мадагаскаре

Playboy
Открыть в приложении