Есть два способа увеличить стоимость бизнеса

ForbesБизнес

Как хорошая легенда повышает стоимость бизнеса

Есть два способа увеличить стоимость бизнеса: приобрести материальные активы или придумать невероятную историю, пробуждающую интерес к продукту

Роман Масленников

1-gettyimages-115183082.jpg__1539944039__85174.jpg
Извержение вулкана «Эйяфьятлайокудль». Фото Ingólfur Bjargmundsson / Getty Images

Большинство предпринимателей уверены, что стоимость бизнеса — это суммарная стоимость всех входящих в него активов: земли, помещений, техники и оборудования, базы поставщиков и клиентов, лицензий, и т. д. В какой-то степени такой подход корректен: базовая стоимость действительно складывается из активов. Но после этого она умножается на «коэффициент интересности бизнеса». А этот коэффициент формируется из нематериальных составляющих: репутации компании, известности ее продукта, истории предприятия.

Миллионы на булыжниках

В 1975-м году Гэри Даль построил уникальный бизнес: он закупал обыкновенные недрагоценные камни, после чего продавал их так, как продают домашних животных. Каждый камень он упаковывал в специальную картонную коробку — такую же, как используется для живых питомцев, с прорезями и знаками «осторожно» — и продавал по $3,95 за штуку. К каждой коробке прилагалось руководство по содержанию «питомца», которое на самом деле и было настоящим продуктом: небольшая книга, написанная самим Далем, была полна шуток и забавных парадоксов. Интерес публики к продукту Pet Rocks продержался всего полгода, однако за это время Даль реализовал более 5 миллионов камней, что принесло ему $15 млн и сделало обычного редактора-фрилансера миллионером.

Материальные активы предприятия Даля практически ничего не стоили, но парадоксальная концепция товара и интересная история позволила Гэри получать по $3 с каждого камня. Сегодня сторителлинг используется повсеместно: например, бокал бельгийского пива KWAK будет стоить около $10, но ровно то же самое пиво с фирменной подачей в стакане-колбе обойдется уже в $15. Продукты, фармацевтика, парфюмерия — сторителлинг применяется практически в каждой отрасли. Например, в аромате Gabrielle Chanel (2017-й год создания) «прослеживаются нотки Шанели №22 с почти вековой историей», и это описание уже делает духи дороже.

При этом речь не идет о манипуляции или обмане относительно характеристик товара. Скорее, это умение сделать свой продукт интересным для аудитории. Красивая легенда для товара или услуги, провокационный слух о компании — сработать могут любые инструменты. Например, в 2016-м году был выставлен на продажу белорусский стартап MSQRD. Фирму в считанные дни выкупил Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), причем произошло это сразу после появления слуха о том, что компанию собирается приобрести Apple. Возможно, речь всего лишь о совпадении, но слух появился очень уж своевременно.

Land Rover и сардины

Первое, что важно понимать: красивая легенда и PR — это множитель стоимости вашего бизнеса. Чтобы этот множитель был эффективным, нужна хорошая база. Если вы можете сделать свой продукт лучше с материальной точки зрения — по характеристикам, упаковке, цене и т. д. — в первую очередь займитесь этим. И только потом, когда продукт станет практически идеальным, перебрасывайте силы на продвижение.

Начните с легендирования компании. Интересные факты, мифы, история возникновения бренда — подойдет все, что может вызвать интерес и привлечь внимание к компании. Например, считается, что подгузники Pampers появились на свет практически случайно: Виктор Миллз просто хотел придумать полезную вещь для своих внучек, а потом поделился достигнутым результатом с миром. Какова была подлинная мотивация инженера Procter & Gamble, неизвестно, но легенда о заботливом дедушке и его внучках охотно распространяется компанией. Мотив заботы о детях и «семейного» происхождения вызывает симпатию к бренду, способствуя продажам.

Другой пример: согласно легенде, эмблема Land Rover появилась из-за того, что один из инженеров забыл на столе с чертежами свой обед — овальную банку с сардинами. На бумаге остался масляный отпечаток, и всем показалось, что он выглядит очень интересно. Случайно получившийся «логотип» доработали, и на свет появилась эмблема, которая стала одной из самых известных в мире. Это интересная история, которая привлекает к бренду внимание, запоминается и способствует повышению узнаваемости компании.

Часы из пепла

Попробуйте привлечь внимание к своему продукту, выпустив товар премиум-класса. Так поступили в часовой компании Romain Jerome, выпустив часы Eyjafjallajokull DNA с отделкой из пепла и застывшей лавы вулкана Эйяфьятлайокудль. CEO компании Мануэль Эмш проявил поистине журналистскую оперативность, представив готовый экземпляр часов всего через месяц после знаменитого извержения 2010 года. Абсолютно уникальная вещь с интересной историей подстегнула интерес к бренду, и общий уровень продаж компании Romain Jerome резко возрос.

Интересно, что для такого эффекта не всегда нужна новинка — иногда достаточно пересмотреть подход к продвижению уже существующего товара. В начале 80-х у обувной компании Timberland были тяжелые времена: фирма выпускала отличные туфли-лодочки, которые стоили дешевле, чем продукция лидирующей в отрасли Topsiders, но не пользовались спросом. Ситуация изменилась, когда Timberland подняла цену на свои товары в несколько раз и сделала акцент на том, что это туфли нового качественного уровня. Продажи резко пошли вверх.

Книга рекордов пивовара

Если вы выпускаете товар, для которого сложно создать уникальную историю, задумайтесь о привлечении внимания к бренду в целом. Такое решение приняли в Guinness: в 1955-м году производитель пива выпустил первое издание своей «Книги рекордов», которая моментально стала бестселлером. Бренд получил доход и с продаж книги, и со значительно выросших продаж пива — марка Guinness моментально стала «весить» больше, чем ближайшие конкуренты.

Грамотно спланированная и проведенная PR-кампания способна в несколько раз увеличить стоимость бизнеса буквально за считанные дни. Универсальных решений в этой области не существует, всегда нужно работать с конкретной компанией и конкретным продуктом, но общие принципы остаются одними и теми же: сделайте бизнес интересным, расскажите о нем максимально широкой аудитории и наблюдайте рост стоимости своих активов.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

От хлебного бунта до «банановых республик»: как еда меняла историю От хлебного бунта до «банановых республик»: как еда меняла историю

Как блюда и продукты становились поводами для войн и революций

Forbes
Как простить отца: личный опыт психолога Как простить отца: личный опыт психолога

Считается, что взрослые дети легче переживают расставание родителей

Psychologies
Как 25-летняя москвичка выручила 32 млн рублей на подвесках из бусин Как 25-летняя москвичка выручила 32 млн рублей на подвесках из бусин

Как появился и за счет чего вырос бренд подвесок из бусин Krivokoso

Forbes
Операция «Ы» Операция «Ы»

Киргизия стала целью второй экспедиции Land Rover

Популярная механика
Лошади стали прекрасными бегунами из-за генетической ошибки Лошади стали прекрасными бегунами из-за генетической ошибки

Мутация, из-за которой лошади должны были вымереть, но стали отличными бегунами

ТехИнсайдер
Искушение Щербетом Искушение Щербетом

Почему отец Петр Дынников спасает животных

Русский репортер
Страхование по-черному: как банки вводят в заблуждение покупателей ИСЖ Страхование по-черному: как банки вводят в заблуждение покупателей ИСЖ

Инвестиционное страхование жизни продолжает набирать обороты

Forbes
Как устроены продажи в соцсетях и мессенджерах Как устроены продажи в соцсетях и мессенджерах

Объем рынка продаж в социальных каналах просто огромный

Forbes
Грех телепортации. Почему будущее и религия плохо совместимы Грех телепортации. Почему будущее и религия плохо совместимы

Чем стремительнее идет прогресс, тем тяжелее поспевать за ним религиям

Maxim
Что подарить ребенку на Новый год: 10 игрушек, которые развлекают и обучают Что подарить ребенку на Новый год: 10 игрушек, которые развлекают и обучают

Что подарить ребенку на Новый год: 10 игрушек, которые развлекают и обучают

CHIP
Всегда смеющийся хрусталь Всегда смеющийся хрусталь

Сияющая парижская квартира руководительницы Baccarat Даниэлы Риккарди

Tatler
Сыроварение в домашних условиях: как разбогатеть на производстве сыра Сыроварение в домашних условиях: как разбогатеть на производстве сыра

Если вы слишком любите сыр и хотите на нем, наконец, заработать

Playboy
Дмитрий Маликов: «С рождением сына между нами с женой стало больше нежности» Дмитрий Маликов: «С рождением сына между нами с женой стало больше нежности»

Певец рассказал о наследнике, новом доме и работе в «Макдоналдс»

StarHit
Олимпийская обкатка Олимпийская обкатка

Зачем Олимпиадам нужен молодежный формат и какие виды на будущее у нашего спорта

Огонёк
Как узнать размер пальца для кольца: 5 способов на все случаи жизни Как узнать размер пальца для кольца: 5 способов на все случаи жизни

Как узнать размер пальца для кольца: 5 способов на все случаи жизни

Playboy
Какая обувь поможет привлечь внимание таинственной незнакомки? Какая обувь поможет привлечь внимание таинственной незнакомки?

Ответ есть в рекламной кампании Principe di Bologna

GQ
Родительское собрание: Даша Малыгина благодарит маму за счастливое детство и ностальгирует по крышам Питера Родительское собрание: Даша Малыгина благодарит маму за счастливое детство и ностальгирует по крышам Питера

История счастливого детства Даши из семьи художников

Esquire
А из нашего окна А из нашего окна

Дизайнер Дамьен Ланглуа-Меринн оформил квартиру в Париже

AD
Teslasuit: костюм который меняет реальность Teslasuit: костюм который меняет реальность

Очередной виток развития VR-гаджетов обещает невероятную реалистичность!

CHIP
10 дней молчания и медитации: что можно узнать о себе? 10 дней молчания и медитации: что можно узнать о себе?

Интервью с человеком, который прошел десятидневную випассану

Psychologies
Лукошко от кутюр. Рынок модной одежды становится более экологичным Лукошко от кутюр. Рынок модной одежды становится более экологичным

Зачем известные модные дома делают сумки из грибного материала

Forbes
Абсурдные причины отказа актеров от шикарных ролей (от Росомахи до Капитана Америки) Абсурдные причины отказа актеров от шикарных ролей (от Росомахи до Капитана Америки)

Какой актер откажется от денег и славы?..

Playboy
Зачем баловать ребенка? Зачем баловать ребенка?

Нужно ли баловать ребенка?

Домашний Очаг
Спокойный молочник: как ведут дела во «ВкусВилле» Спокойный молочник: как ведут дела во «ВкусВилле»

Главы из книги «ВкусВилл. Как совершить революцию в ритейле, делая все не так»

Forbes
Он же Гога, он же Гоша... Он же Гога, он же Гоша...

20 ноября Алексею Владимировичу Баталову исполнилось бы 90 лет

Лиза
В поиске перспектив: почему ваша карьера буксует В поиске перспектив: почему ваша карьера буксует

Вы в зоне риска, если более трех лет решаете одни и те же задачи

Forbes
Сергей Лавыгин: «Мой сын Федя заговорил!» Сергей Лавыгин: «Мой сын Федя заговорил!»

В кадре актер трудится не покладая ножа и вилки. А как он отдыхает в жизни?

Лиза
Художник и балерина: история любви Пабло Пикассо и Ольги Хохловой в фотографиях и картинах Художник и балерина: история любви Пабло Пикассо и Ольги Хохловой в фотографиях и картинах

Таймлайн, раскрывающий ключевые вехи в отношениях Пабло Пикассо и Ольги Хохловой

Esquire
Рыцарь образа Рыцарь образа

Музей современного искусства предлагает погрузиться в мир Михаила Шемякина

Vogue
«Сложно любить, когда ничего не угрожает» «Сложно любить, когда ничего не угрожает»

В российский прокат выходит фильм «Холодная война» Павла Павликовского

Огонёк
Открыть в приложении