В 1950-х в СССР началась «космическая эра». Как она отразилась на фарфоре?

Культура.РФИстория

Как достижения космонавтики отразились в советском фарфоре

Автор: Анастасия Войко

0:00 /
440.088

С 1920-х в СССР фарфоровые изделия использовали для агитации: на них писали революционные лозунги, рисовали портреты государственных деятелей. С развитием новых технологий — запуском первого искусственного спутника Земли — в фарфоре появилась новая тема, космическая. О том, как достижения советской науки отразились в этом виде искусства, читайте в материале портала «Культура.РФ».

Слева: Михаил Гетман. Плакат «Мы дружим и созидаем, и в космосе мир утверждаем!» (фрагмент). 1982. Музей Новосибирска, Новосибирск. Посередине: летчик-космонавт Юрий Гагарин с газетой «Комсомольская правда». 1961. Фотография: Всеволод Тарасевич / Мультимедиа Арт Музей, Москва. Справа: Александр Кручина. Плакат «Слава советскому народу — покорителю космоса!» (фрагмент). 1961. Музей космонавтики, Москва

В 1950-х в СССР началась «космическая эра»: 4 октября 1957 года запустили первый в мире искусственный спутник Земли. Через два года межпланетная станция «Луна-3» передала первые снимки обратной стороны Луны. Советский конструктор Сергей Королев говорил: «Наступит и то время, когда космический корабль с людьми покинет Землю и направится в путешествие. Надежный мост с Земли в космос уже перекинут запуском советских искусственных спутников, и дорога к звездам открыта!»

Уже в 1960 году вокруг орбиты Земли облетели собаки Белка и Стрелка, а 12 апреля 1961 года в космос отправился первый человек — летчик Юрий Гагарин. Эти достижения прославили советскую науку. В агентстве France Press сообщали: «Советский Союз только что дал миру своего Христофора Колумба космического пространства».

Достижения космонавтики отразились в советском искусстве. В книге «Абстракция в России XX века» писали: «В 60-е годы, когда началось освоение человеком Вселенной, самыми популярными становятся космические темы, которые интерпретировались языком абстракции и символов». В СССР снимали фильмы, писали стихи и создавали полотна о далеких планетах и звездах. Живописные панно с изображением Юрия Гагарина появлялись на торцах зданий, во дворах устанавливали детские площадки с сооружениями в форме ракет и спутников. В городах открывали планетарии, в школах — научные и технические кружки.

Начиная с 1957 года космос все больше наполнял собой пространство повседневной жизни детей, будь то лестницы для лазания в форме ракеты на игровых площадках, самодельные макеты ракет в школьных классах, «сокровища» детских коллекций — почтовые марки, значки и вымпелы с космической тематикой. Историк Лариса Коновалова. Из статьи «Стану Гагариным, когда подрасту! Культ космоса во властных практиках и восприятии детей в конце 1950-х — 1960-е годы»

«Фарфоровый космос»

Выставка «Фарфоровый космос». Мемориальный музей космонавтики, Москва. Фотография: kosmo-museum.ru

В конце 1950-х тема космоса появилась и в советском фарфоре. Этот материал начали использовать для агитации еще в годы Гражданской войны. Искусствовед Николай Бесчастнов писал: «Стремление донести революционные идеи до каждого человека посредством нанесения специальных рисунков на массовое промышленное изделие породило то, что сегодня называется агитационным фарфором». В те годы художники Государственного фарфорового завода (позднее — Ленинградский фарфоровый завод, сейчас — Императорский фарфоровый завод) создавали посуду и скульптуры, в которых прославляли достижения советской промышленности и сельского хозяйства.

Изделия, посвященные космонавтике, появились в 1950-х на крупнейших фарфоро-фаянсовых фабриках СССР: Ленинградском, Дулевском, Киевском, Конаковском заводах. Изготавливали их и на небольших предприятиях. Так, на Довбышском фарфоровом заводе в 1960 году создали шкатулки в виде межпланетной станции «Луна-3». В Житомире, на родине конструктора Сергея Королева, выпустили в его честь вазы.

Темой интересовались знаменитые скульпторы, которые работали с фарфором: Аста Бржезицкая, Владислав Щербина, Валентина и Николай Трегубовы. Они создавали статуэтки, настенные тарелки, вазы, посуду. В аннотации к выставке «Фарфоровый космос» в Музее космонавтики в Москве писали: «Творчество… мастеров раскрывает в зримой форме взаимосвязь между человеком и дальними мирами. Статуэтки, бюсты, вазы, сервизы, панно с космическими сюжетами… становятся… напоминанием о великих событиях в истории человечества». В 1976 году на Дулевском фарфоровом заводе Аста Бржезицкая создала скульптурную композицию «Стыковка «Союз — Аполлон». Сюжетом стала стыковка советского и американского космических кораблей, которая произошла в июле 1975 года. Их сближение получило название «рукопожатие в космосе».

Изготавливали подобные предметы и позже, в 1960–80-е годы. Героями скульптур и панно этого времени стали космонавты Юрий Гагарин, Герман Титов, Валентина Терешкова и другие. Создавали в это время и абстрактные произведения на тему космоса. Среди них — статуэтка «Хозяйка космоса», которую изготовила скульптор Людмила Шушканова. Основой для нее стала переработанная композиция «Хозяйка Медной горы» по сказкам писателя Павла Бажова.

Часть изделий выпускали в единственном экземпляре — дарили космонавтам и конструкторам. В 1984 году специально для Анны Гагариной, матери Юрия Гагарина, на Коростенском фарфоровом заводе скульпторы Валентина и Николай Трегубовы и художница Елена Каневская изготовили сервиз. На его предметах изобразили портреты членов семьи Гагарина, его дом, а также планеты и звезды.

Свой сервиз был и у космонавта Алексея Леонова — первого человека, который вышел в открытый космос. Чайную посуду для него создали на Дмитровском фарфоровом заводе в Вербилках в 2015 году. Там же изготовили несколько тарелок по эскизам другого советского космонавта — Владимира Джанибекова.

Сегодня космические сюжеты в фарфоре не пользуются такой популярностью, как в советское время. Однако выпускать изделия на эту тему продолжают и в наши дни. А в 2017 году миниатюра скульптора Владислава Щербины «Следы на Луне» побывала в космосе — на борту Международной космической станции.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Мы вам перезвоним» «Мы вам перезвоним»

9 причин, почему тебя не берут на работу и что с этим делать

Лиза
3 секрета, чтобы стать лучшими бабушкой и дедушкой 3 секрета, чтобы стать лучшими бабушкой и дедушкой

Психологическое здоровье ваших внуков зависит от того, какими вы будете

Psychologies
Почему каждой женщине старше 40 нужно масло для кутикулы: мнение экспертов Почему каждой женщине старше 40 нужно масло для кутикулы: мнение экспертов

Хочешь, чтобы ногти росли быстрее и выглядели здоровыми?

VOICE
Крёстная мать перестройки Крёстная мать перестройки

Маргарет Тэтчер лучше всех почувствовала возможность перелома в Советском Союзе

Дилетант
Интервью с Николаем Изволовым о реставрации фильма «История гражданской войны» Дзиги Вертова Интервью с Николаем Изволовым о реставрации фильма «История гражданской войны» Дзиги Вертова

В чем ценность восстановленного фильма «История Гражданской войны»?

СНОБ
Почему в Москве болит голова? Объясняет врач-невролог Почему в Москве болит голова? Объясняет врач-невролог

Почему в мегаполисе так часто болит голова?

Psychologies
На вобле как на вобле: удивительные факты о данном виде рыб На вобле как на вобле: удивительные факты о данном виде рыб

Какие рыбы могут стать воблами и кого еще так называют

Правила жизни
Наше величество Наше величество

После сложных для короны лет фильм «Королева» спас имидж монархии

Дилетант
Одна вокруг света: деревенский аэродром и фейерверк из бабочек Одна вокруг света: деревенский аэродром и фейерверк из бабочек

191-я серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко: Бразилия

Forbes
Щекотливое дело: как в традиционных обществах воспринимали талант и индивидуальность Щекотливое дело: как в традиционных обществах воспринимали талант и индивидуальность

Отрывок из книги биолога Марка Моффета «Человеческий рой» — о традициях бушменов

Forbes
Александр Фадеев Александр Фадеев

Мы вспомнили об Александре Фадееве, чьих романов сейчас никто не читает

Дилетант
Серые кардиналы секса Серые кардиналы секса

В этой главе «Зачем живые любят друг друга» мы признаемся в любви к центромерам

СНОБ
Охлаждающие подставки для ноутбука: есть ли от них толк? Охлаждающие подставки для ноутбука: есть ли от них толк?

Какие охлаждающие подставки для ноутбуков существуют и насколько они эффективны?

CHIP
У детских площадок дела идут в горку У детских площадок дела идут в горку

Детских площадок в России строят много, но нужно еще больше

Эксперт
За розами мужчины ухаживают больше, чем за женщинами За розами мужчины ухаживают больше, чем за женщинами

Встреча с женщиной-цветком Татьяной Поляковой

Собака.ru
Гибрид двух разошедшихся 10 миллионов лет назад видов птиц унаследовал облик матери и песню отца Гибрид двух разошедшихся 10 миллионов лет назад видов птиц унаследовал облик матери и песню отца

Гибрид между двумя видами птиц, предок которых жил 10 миллионов лет назад

N+1
Патологические лжецы: зачем они обманывают других без всякой выгоды для себя? Патологические лжецы: зачем они обманывают других без всякой выгоды для себя?

Есть ли логика в поведении патологических лжецов?

Psychologies
Почему мужья и жены хотят, чтобы их поймали на измене? Почему мужья и жены хотят, чтобы их поймали на измене?

В глубине души многие бессознательно хотят, чтобы супруг узнал о неверности

Psychologies
Почему забота превращается в гиперопеку: 3 глубинные причины — проверьте себя Почему забота превращается в гиперопеку: 3 глубинные причины — проверьте себя

Как отличить опеку от заботы? Как научиться заботиться правильно?

Psychologies
Экспресс Экспресс

Как проходили съемки фильма «Экспресс» в Карачаево-Черкесии

Собака.ru
«Мой дом — моя крепость»: 4 совета архитектора для уютного пространства «Мой дом — моя крепость»: 4 совета архитектора для уютного пространства

Как обустроить ваше личное комфортное «гнездо»

Psychologies
Ссыльная и филантроп: история женщины, чей портрет Австралия увековечила на банкноте Ссыльная и филантроп: история женщины, чей портрет Австралия увековечила на банкноте

Ее история удивительна, но не уникальна

Forbes
Нет косметике и K-Pop: как феминистки Южной Кореи борются со стереотипами Нет косметике и K-Pop: как феминистки Южной Кореи борются со стереотипами

Как женщины Южной Кореи борются с патриархатом

Forbes
Почему Римская империя распалась на Западную и Восточную? Почему Римская империя распалась на Западную и Восточную?

Какие причины привели к тому, что Римская империя перестала существовать?

ТехИнсайдер
Наука на службе войны Наука на службе войны

Сьюзан Линди рассказывает историю развития науки, занятой разработкой оружия

Эксперт
Танцовщицы эротического театра Crave рассказали о своей работе Танцовщицы эротического театра Crave рассказали о своей работе

MAXIM встретился с танцовщицами театра Crave и задал откровенные вопросы

Maxim
Закат Европы Закат Европы

Старый Свет лишается дешевой энергии — основы своей промышленности

Эксперт
Больнее, чем удары плетью: как жилось женщинам в Иране после Исламской революции Больнее, чем удары плетью: как жилось женщинам в Иране после Исламской революции

Отрывок из книги Азара Нафиси «Читая «Лолиту» в Тегеране»

Forbes
Бог в облике бактерии: история появления кислорода на Земле Бог в облике бактерии: история появления кислорода на Земле

Кислород — агрессивное, ядовитое и опасное вещество

ТехИнсайдер
Проблемы с близкими: что делать с ребенком-подростком, которому ничего не хочется, и можно ли исправить мужа-абьюзера? Проблемы с близкими: что делать с ребенком-подростком, которому ничего не хочется, и можно ли исправить мужа-абьюзера?

Как уживаться с самыми близкими людьми

Правила жизни
Открыть в приложении