Изотопы свинца в белилах картин голландских художников указали на смену сырья
Голландские ученые проанализировали изотопный состав свинца в свинцовых белилах из 77 картин голландских художников, написанных в период с конца XVI по XVII век. По различию в соотношениях изотопов ученые выявили три периода изменений в сырье, из которого производили белила, и соотнесли эти данные с социоэкономическими событиями в Европе в это время. Исследование опубликовано в журнале Science Advances.
В XVII веке основным производителем свинцовых белил были Нидерланды: там производили около 4000 тонн пигмента. Менее масштабные производства в это время были в Англии и Венеции. Под свинцовыми белилами обычно понимают смесь церуссита (PbCO3) и гидроцеруcсита [2PbCO3·Pb(OH)2]. Сырье свинца, из которого делали пластины и сворачивали в спирали, привозили в Нидерланды из-за границы. Спирали помещали в горшки с уксусом так, чтобы металл был над жидкостью и не касался ее, а сами горшки опускали в навоз. Пары уксусной кислоты с углекислым газом и теплом, которое выделялось из навоза, ускоряли реакцию образования карбоната свинца, и через несколько недель можно было смывать свинцовые белила со спиралей и отправлять использованные пластины снова в производство.
Из-за разных геохимических процессов соотношение изотопов свинца в руде из разных источников неодинаково. Так как свинцовые белила получали из руды, то и их происхождение можно установить по соотношению изотопов свинца.
Паоло Ди Импрозано (Paolo D’Imporzano) из Амстердамского свободного университета с коллегами из Рейксмузеума исследовали пробы свинцовых белил с 77 работ 27 разных датских художников, написанных в период от 1588 до 1700 года, и соотнесли изотопный состав с событиями в Европе в это время.
Часто для исследования многослойной живописи, исследователи помещают ребром фрагменты краски в застывающую массу и шлифуют. Так можно рассмотреть поперечный срез красочного слоя толщиной от 10 до 50 микрон. Чтобы не внедряться лишний раз в красочный слой картин, авторы отобрали микропробы с уже готовых шлифов, которые делали в предыдущих исследованиях картин.